Ребенок 2 года не убирает игрушки. Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки? Детские капризы. Главное – помнить основные правила развития детской самостоятельности в уборке

Человек не рождается ленивым. Лень приходит из детства, а ее виновники – родители.

Карапуз, как только начал ходить, во всем стремится подражать взрослым. Если он увидел, как вы вытираете пыль, то ему сразу же захочется тоже взять тряпку и повторять за вами ваши действия. И он ее возьмет. Но многие родители сразу говорят: ” Ты что делаешь? Ты зачем взял тряпку? А ну-ка дай сюда!” И, тем самым, дают возможность прорастать лени, а потом удивляются, что ребенок не убирает игрушки.

Потом, когда малыш подрастет, уборка игрушек, вытирание пыли, мытье посуды или полов, подметание станут не интересными. И естественно, что он будет противиться всем этим действиям.

Однако, если вы с раннего детства приучаете его к порядку, то это войдет в привычку. Ребенок сам начнет убирать за собой.

Как же приучить ребенка убирать игрушки? Первые уроки всегда самые сложные. Ручки еще плохо слушаются ребенка, поэтому иногда при уборке что-то проливается, просыпается или разбивается. Наберитесь терпения. С каждым днем у малыша все будет получаться лучше и лучше. Зато вы не упустите тот момент, когда эти занятия доставляют ребенку удовольствие.

Прививать любовь к порядку нужно с младенчества. Для этого у малыша должен быть режим. В квартире не должны быть разбросаны вещи. Ребенок за всем наблюдает, он как губка впитывает в себя полученную информацию.

Вы, наверное, замечали, что если нарушается привычный ритм, то малыш становится беспокойным и капризным. Беспорядок расстраивает малыша. Привычные ритуалы – это надежная основа жизни ребенка. Поэтому позвольте ему помочь вам.

Старайтесь не переделывать его работу. Любому будет обидно, если кто-то начнет перемывать за ним посуду или перекладывать вещи.

Любую уборку можно превратить в игру.

Примеры совместных игр “убирать игрушки”.

1. “Малыш, ты знаешь, а все разбросанные игрушки превратились в ягоды (грибы). Давай, кто быстрее наполнит ягодами ящик, тот и выиграл.” (Дайте ребенку корзину или ящик, себе возьмите тоже).

2. Скажите ребенку, что его любимый плюшевый мишка потерял среди игрушек брелок и очень этому расстроился. Нужно помочь медвежонку. Начните поднимать игрушки и складывать их в корзину. Глядя на вас, ребенок тоже начнет искать брелок. Незаметно подложите “потерю” под последнюю игрушку. Малыш найдет его и обрадуется. Пусть мишутка поблагодарит за находку ребенка.

3. Если игрушки разбросаны в детской комнате, то расскажите историю о сказочном сне. Сон прилетит к малышу, станет красться по ковру, споткнется, сказка из него и вылетит. Чтобы этого не случилось, нужно сложить все игрушки на место.

4. Поиграйте в погрузку и отгрузку при помощи игрушечной грузовой машины.
5
. Устройте соревнование. Разделите комнату пополам. Выиграет тот, кто быстрее уберет свою часть комнаты.

6. Развивающая игра – сортировщик: предложите ребенку разложить все игрушки по их характеристикам. Маленькие отдельно от больших, мягкие – на одну полку, куклы (солдатики, роботы) – на другую, кубики – в один ящик, конструктор лего – в другой.

Не забывайте каждый раз хвалить ребенка.

Если вы решили приучать малыша к уборке, то не делайте этого время от времени. Все должно быть на регулярной основе.

Если малыш все же категорически отказывается убирать игрушки, то сложите их сами. Но тогда скажите: “Я за тебя убрала все игрушки. Какую мою обязанность ты предпочтешь выполнить за меня?” Ребенок может полить цветы, подмести, вымыть посуду, вытереть пыль.

Если у ребенка есть своя комната и он уже большой, то позвольте ему быть ответственным за детскую. Убирайте во всех комнатах кроме спальни ребенка. Пусть он сам сделает выводы, где ему приятней находиться – в чистоте или грязи.

Если ребенок схалтурил и плохо убрал свою комнату, то спокойно укажите на то, что еще нужно сделать. Будьте тверды и непреклонны. Только после того, как все будет сделано, он сможет заняться своими делами. Не забудьте соразмерить свои требования с возможностями ребенка.

В любом деле могут быть ошибки. Не ругайте за них малыша, а лучше подскажите каким образом можно все исправить. Только тогда вы вселите в ребенка уверенность, и он с удовольствием станет вам помогать.

Когда речь заходит о домашних делах, оказывается, что не только чужие дети быстро растут. Казалось бы, еще вчера родителям не хотелось лишать свое чадо детства, выполняя скучные взрослые обязанности. Сегодня же они недоумевают и удивляются, почему же их ребенок не убирает за собой даже грязную посуду.

Едим слона по кусочкам

Дар организованности редко встроен в малыша с рождения. Поэтому придется его терпеливо воспитывать.
Ответственность проще всего передавать по частям. Для этого нужно вовремя сориентироваться:

  • с какой домашней работой ребенок в состоянии справиться;
  • что ему нравится больше: например, раскладывать одежду на полках или помыть посуду;
  • какие дела выполняют именно все члены семьи (по очереди или параллельно), а не одна мама;
  • какая работа дает быстрый, заметный результат.

Например, пятилетней девочке может очень понравиться протирать стальные краны в ванной и на кухне. Салфетка из микрофибры поможет сделать это легкими движениями даже детской ручки, а блестящий результат (в прямом и переносном смысле) вдохновит подрастающую помощницу и в будущем следить за чистотой.

Зеркальные нейроны

Когда человек видит чью-то деятельность, особенно в период формирования мозга, у него активизируются те же нейроны, что и у объекта наблюдения.
Если все члены семьи спокойно и с удовольствием заправляют постель, разбирают и кладут на место белье после стирки, ставят в раковину свои тарелки и чашки, то и ребенку будет проще перенять эти привычки, приправленные приятными эмоциями.
В случае же, когда хозяйка мечется от одного дела к другому, злится и раздражается, остальные предпочтут абстрагироваться от этих мероприятий.
Правильно делегируем
Научить ребенка убирать за собой не ограничивается только посильным самообслуживанием. Важно привлекать его и к всеобщим домашним заботам.
Выполнять обрывочные мелкие поручения, вроде «принеси, унеси, помой, подай», неинтересно ни взрослым, ни маленьким. Вместо этого лучше выделить пару серьезных дел, и не вмешиваться в детали их исполнения.
Например, если сыну нравится расставлять книги в алфавитном порядке, не стоит критиковать его алгоритм уборки. А дочь может выливать море воды и полбутылки средства для мытья посуды - но если на каждом шагу давать ей указания, зарождающаяся мотивация быстро угаснет.

Удовлетворение не только от результата, но и от процесса будет стимулом регулярно возвращаться к этой задаче.

Закрепляем новый навык

В книге «Не рычите на собаку» К. Прайора (про выработку у себя и у других людей необходимых навыков) есть несколько рекомендаций, которые стимулируют и закрепляют желательное поведение.
Так, не стоит бесконечно хвалить ребенка за выполненную работу - это обесценивает похвалу. Лучше отмечать самые удачные моменты - к примеру, чистую кастрюлю, которую было непросто отмыть. Или обратить внимание на неочевидные бонусы: пропылесосили в углах перед приходом гостей - как удобно было играть в прятки с подругой и не испачкаться в пыли.
Также стоит ослабить контроль старых критериев, когда вводится новый. Допустим, прежде ребенок не убирал игрушки по местам, а просто сваливал их в несколько больших контейнеров. Малыш научится быстро справляться не только с уборкой, но и с сортировкой своего имущества лишь спустя какое-то время.

Когда ничего не помогает

Некоторые родители, отчаявшись, начинают просто выбрасывать разбросанные вещи. Порой эта мера действует как закономерный и эффективный кнут. Однако она имеет свои побочные эффекты: агрессия виновника беспорядка (в том числе пассивная или направленная на себя), неуважение к ущемившим права и достоинство, неприятные ассоциации с уборкой.
Как приучить ребенка к порядку, когда все мягкие способы испробованы, а дойти до жестких не поднимается рука?
Промежуточный вариант - сложить всё, что валяется, в большой прозрачный пакет, и убрать с видного места. Понадобилось что-то нужное? Будь добр, разбери пакет в свободное время, тогда и получишь!

Путевка в жизнь

Постепенное приобщение даже самых маленьких домочадцев к рутинным обязанностям не только освободит ваши руки и голову от части домашних дел.
От того, насколько легко дети убирают комнату, напрямую зависит их успех в дальнейшей жизни. Умение обслуживать себя в быту, не напрягаясь, поможет им адаптироваться вдали от дома и строить гармоничные отношения, не становясь обузой для более самодостаточного партнера.
Кроме того, сами того не замечая, они будут постоянно поддерживать свою самооценку реальными общественно-полезными делами, а не только успехами в учёбе, соревнованиях и конкурсах.

Консультация для родителей.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?

Когда в доме появляется ребенок, то рано или поздно мама с папой начинают хвататься за голову "кругом игрушки". Убирать самим - не вариант, если Вы не собираетесь делать это всю жизнь. Кроме того человеку в жизни необходим навык аккуратного обращения с вещами и организации пространства и рабочего места, а мама с папой уже не смогут быть всегда рядом.

Сталкиваясь с тем, что ребенок не хочет убирать игрушки, родители понимают, что время было упущено. Но можно исправить ситуацию и найти способ, как научить ребенка убирать игрушки.

Рано или поздно каждого родителя начинают раздражать разбросанные по дому игрушки, ведь их сбор начинается лишь после того, как чадо уже уснуло. Но все хотят вырастить ответственного человека, приспособленного к жизни в обществе. Не стоит думать, что элементарный навык по сбору игрушек никак не пригодится в будущем. Если после двухлетки родители безропотно еще убирают устроенным им в течение дня разгром в квартире, то на пятилетнего ребенка уже начинают просто кричать. Но глупо требовать даже от пятилетки, чтобы он взял и собрал свои игрушки, если родители не начали его учить этому, как только он стал понимать речь и мог выполнять малейшие просьбы.

Ограждая ребенка от элементарной работы по дому и выполнения простейших обязанностей, взрослые оказывают ему «медвежью услугу». Ведь уже даже в детском саду этот навык будет необходим.

Что же делать, если ребенок не хочет убирать игрушки? Сразу стоит заметить, что учить ребенка убирать игрушки надо уже тогда, когда он начинает их активно разбрасывать самостоятельно. То есть детей в возрасте 1-1,5 года не стоит считать слишком маленькими для этого, ведь закрепить этот полезный навык можно где-то до 3 лет.

С учетом того, что дети любят все повторять за взрослыми, в первую очередь необходимо следить, чтобы в доме был порядок. Трудно привить любовь к чистоте, если ее нет. Родителям стоит начать с себя: не разбрасывать вещи, не оставлять чашки по всей квартире. Уборку игрушек лучше начинать тогда, когда ребенок уже наигрался, но еще не устал.

Годовалых малышей можно попросить поставить 1-2 игрушки на место, обязательно напомнив, где именно оно находится. Обычно детки воспринимают это как продолжение игры и с удовольствием выполняют такую просьбу. Со временем объем убираемых игрушек малышом увеличится, и мама обязательно дождется того дня, когда он сам их все уберет.

Методы воздействия, связанные с ограничением, запугиванием, указанием не целесообразны, так как рано или поздно они потеряют силу. А в некоторых ситуациях могут нанести вред психическому здоровью ребенка и помочь выработке комплексов и страхов.

Выделяется несколько принципов, которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек.

Во-первых, пример. Навряд ли Вы сможете объяснить малышу, что содержать свои вещи в порядке удобно и нужно, если Ваши вещи разбросаны по всему дому.

Во-вторых, игра. Да-да, любой даже самый упрямый малыш не останется равнодушен к искреннему желанию взрослого поиграть или посоревноваться. Дети с удовольствием сортируют предметы по цветам и назначению, ищут дом потерявшегося зайчика или едут на машине в гараж.

В-третьих, понимание. Ребенок обязательно должен понять "для чего это нужно". Когда дети понимают смысл наших требований, понимают для чего им нужно выполнить данное действие, они делают правильные выводы и в будущем принимают это как нужный естественный процесс. Для чего это нужно? Попробуйте объяснить это сначала себе, а потом уже ребенку.

Если игрушки мешают Вам, но находятся в игровой зоне, это ещё не повод их убирать. А вот если у Вас на столе, то это все равно, что Вы заняли бы его место для игр своими вещами - объясните ему это.

Разбросанные игрушки должны мешать ребенку, чтобы он это осознал. Не убирайте их раньше этого момента.

Не ищите за него потерянные вещи, объясните, что если класть их на место такого происходить не будет.

Если он наступил и сломал игрушку, объясните, почему это произошло, но не спешите покупать новую или чинить, так он может не успеть испытать чувство сожаления и осознать ситуацию. Вместо этого он может подумать, что таким способом удобно добиваться покупки новой игрушки.

В-четвертых, введите правила. Ограничьте место беспорядка, например, доставать игрушек не более, чем поместится на каком то определенном пространстве. Или доставать только по 1 коробке, убрал коробку достал следующую. Распределить игрушки по коробкам, так чтобы они представляли собой полноценные наборы для игры лучше вместе с ребенком, а так же подобрать картинки к коробкам, для создания условия развития самостоятельности (он сам будет выбирать какую коробку взять,потому что знает что внутри).

И в-пятых, поощрение. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он убрал всего одну вещь. Он такой помощник. Помогайте ему, возможно так ему будет легче и веселее, в этом нет ничего плохого. Это не Ваша слабость, это естественное желание помогать близкому, а он потом пусть поможет Вам убрать свои вещи и вы вместе отправитесь, например, пить чай.

Я надеюсь, что эти несложные пять принципов помогут вам воспитать в ребенке естественное желание соблюдать порядок и прибираться после игры.

Главное в обучении – системность: убирать игрушки надо каждый день, а не в зависимости от настроения родителя или ребенка, исключение составляют лишь дни болезни.

Одним из вариантов является наличие стимула: можно пообещать малышу почитать сказку или разрешить посмотреть мультик лишь после того, как он уберет все игрушки. Если уборка происходит вечером, перед сном, то игрушки тоже можно уложить отдыхать.

Для детей, которые категорически отказываются собирать игрушки, можно завести специальную коробку, в которую отправятся все разбросанные вещи. Мама их собирает сама, но игрушки из этой коробки не отдаются ребенку на протяжении нескольких дней.

Самостоятельность проявляется по-разному: в умении принимать независимые решения (от до развивающих спортивных и художественных занятий), вести себя соответственно ситуации (с детьми и взрослыми, со знакомыми и незнакомцами), самому заботиться о себе и своей собственности. В том числе - убирать за собой игрушки перед сном. Научить этому малыша, тем более - заставить его это делать - работа чрезвычайно сложная. И все-таки попытаться стоит!

Топ-3: как ребенка научить убирать игрушки

  1. . Как и во всех личностных проявлениях (взаимоотношениях с близкими, и саморазвитии, увлечениях, хобби и ежедневных привычках), в уборке вещей за собой ребенок зависит от родителей . Если мама, приготовив обед, сразу же моет посуду и убирает остатки продуктов на место, по окончании трапезы моет посуду, не отвлекаясь на сериалы и , а папа, вернувшись с рыбалки, мгновенно раскладывает удочки и снасти, а одежду вешает в шкаф, а не бросает на пол и диваны, то вопроса: «как заставить ребенка убирать игрушки» просто не возникнет. Кроха с первых месяцев видит, как родители ведут себя в быту и усваивает нормы их поведения (а не «правильные» теории — слова, произносимые во время «душеспасительных» бесед). Убирайте за собой помогайте ребенку прибираться в детской - и проблема будет решена!
  2. «Подкуп ». Мы вовсе не имеем в виду всевозможный шантаж - от эмоционального до материального («Не пойдешь в кино», «Не получишь карманных денег», «Не купим новый »…)! В воспитательном аспекте можно говорить о неких посулах, для ребенка важных и связанных с межличностными взаимоотношениями с мамой и папой (последнее особенно важно в связи с тотальным к подрастающему поколению). К примеру, вечером, незадолго до сна, можно малыша попросить навести порядок в детской, предложив после его любимую книгу, рассказать сказку, посмотреть вместе диафильм. А вот грозить и лишениями (тех же или сладкого после ужина) - не стоит - непедагогично и по-человечески жестоко;
  3. «Соревнование» или «игра». Если кроха не достиг еще , его легко втянуть в любую активную деятельность , вне зависимости от её пользы. Главное - чтобы было весело! Как приучить ребенка убирать игрушки? Устройте «Олимпийские игры» : кто быстрее соберет все машинки в коробку, кто сложит пирамидку быстро и без ошибок, кто книги поставит на полку, не помяв и не порвав и т. п. Малыши мгновенно включаются в предложенные родителями «конкурсы», даже нет необходимости сулить им награду и призы. Искреннее участие мамы, отсутствие у папы недовольного взгляда, отвлеченного от «мега-важных» дел - лучшая награда для ребенка! За которую можно не только в детской убрать, но и уроки сделать с удовольствием и плохих слов не говорить и вообще быть паинькой!

Не психолог, мама маленьких детей, бывший подросток, который, может, и не свинячил, но не убирал за собой.

Об ошибках (пмсм): Сравнивать с собой-сестрой-подружкой - точно ошибка (ну и убирай сама-сестра-живите с подружкой-я ничтожество). Мне всей семьёй складывали вещи на рабочий стол. Стопками-кучами. Книги, носки, игрушки, все вещи (и чужие тоже), что валялись по дому. Это было абсолютно бесполезно - уборка происходила только когда на огромном, столе переставала помещаться тетрадь. Зато я очень гордилась тем, что точно знала, что конкретно, где лежит, и могла из кучи безболезненно для кучи выудить нужную тетрадку:) Училась я, кстати, на "отлично". Иногда отец сметал рукой со стола вообще всё, что было там навалено без разбору, что хрупкое, что нет, на пол. От безысходности убирала, но обида была вселенская. И ощущение вторжения в личное пространство обижало. У отца, кстати, тоже всегда был беспорядок в вещах. Много критиковали за ненадлежащее качество уборки (соринки на полу!!!). После этого убирать совсем не хотелось (зачем убирать, если так и так отругают?), предпочитала сходить в магазин или помыть посуду. Зато, когда я приступала к уборке (редко, но метко) - живые завидовали мёртвым. Я доставала все вообще свои вещи и перебирала их с утра до ночи. Одежда сваливалась в шифоньер кучей. Записки-напоминалки игнорились - я говорила, что забыла или не разобрала почерк. А сестра убиралась идеально. Зато училась хуже меня, поэтому ей доставалось тоже, но на другую тему. А мама в моих воспоминаниях только и делала, что убирала-гладила-готовила. Но это не восхищало, не вызывало чувство благодарности, а только раздражение. А жалобы вызывали удивление - не хочешь, не делай, никто не заставляет. После переезда от родителей, кстати, чистота у них не произошла.

Сейчас я живу отдельно от родителей, уборку делать умею, делаю, могу хорошо, могу слегка. Но чаще без фанатизма, при дефиците времени предпочитаю прочесть детям книжку и поиграть. А по маминым меркам, думаю, у меня бардак. И её приход в гости меня напрягает, потому что при ней чувствую себя не комфортно и перед её приходом специально делаю уборку.

Думаю, надо разобраться, в чём проблема вашей девочки. Если не умеет делать уборку, не чувствует, что способна вам угодить - учить убирать, с этим умением не рождаются. Если от неорганизованности - ритуализировать с привязкой к режиму (каждый день перед сном раскладываем вещи по местам, поначалу - вместе даже). Если ей категорически неприятна именно уборка, обсудить с ней, что из домашних дел она бы делала с большим рвением. Можно установить дежурства. Уменьшить давление - вспомнить, что она ребёнок - мы не трындим малышу, что хрустальную вазу не трогать, убираем её на антресоли и всё. Если унести телевизор на кухню, крошки будут там. Сделать правила общими - никому (и маме тоже!) не есть в постели. Хвалить за факт уборки, но не критиковать за качество. Сделать паузу и на время перестать гнобить за бардак. Когда сыну было два с половиной! года, мы как-то несколько дней ходили по ровному слою конструктора, кололи ноги. Потом сын сказал, что, мол, как-то у нас не убрано, и собрал всё сам. Чётче оформить границы "нельзя", чужие личные пространства (ты не крошишь в моей постели, я не крошу в твоей). А что, я бы, наверное, накрошила разок из хулиганства:)

Поищите книжку Тайм-менджмент для детей Марианны Лукашенко, помогает организовать себя и ребёнка.