Почему возникают истерики у ребенка, как с ними бороться и предупредить

Трёхлетний возраст – особый период в жизни ребёнка и родителей. Именно в это время многие взрослые особенно часто сталкиваются с истерическими припадками.

Ребёнок кричит, падает на землю, бьётся головкой о стену или пол, отказывается выполнять просьбу мамы или папы. Родители, конечно, теряются и не всегда понимают, как бороться с детскими истериками. У одних деток внезапные приступы дурного настроения быстро проходят, другие же могут истерить годами.

Что делать? Советы психолога помогут вам правильно реагировать на капризы и найти подход к кричащему ребёнку.

Специалисты советуют различать истерические приступы и капризы. К последним ребёнок чаще всего прибегает специально, желая заполучить нужный предмет, внимание взрослого или что-то запретное или недосягаемое.

Капризничающий ребенок часто плачет, кричит, топает ножками, разбрасывается игрушками. Обычно капризы встречаются у малышей от года до трёх лет.

Истерические припадки чаще всего отличаются непроизвольностью, поскольку ребёнок не справляется с эмоциями. Поначалу начавшаяся, как и капризы, с громкого плача, воплей, истерика сопровождается дополнительным битьём головы о различные поверхности, нанесением себе увечий (царапанье лица).

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка в 3 года проявляется судорожный синдром, сопровождающийся к тому же выгибанием дугой («истерический мостик»).

Детская истерика – сильнейший эмоциональный отклик, возникающий у ребёнка в ответ на запрет, неприятность, подкреплённый раздражением, гневом, агрессией, направленной на себя или других.

Главная особенность такого припадка – усиление реакции при внимании посторонних.

Детские психологи выделяют три основных стадии истерического приступа у ребёнка трёх лет, которые последовательно сменяют друг друга:

  1. Крики. Ребёнок просто очень громко орёт, пока ничего не требуя. Многие взрослые поначалу пугаются подобных проявлений, затем начинают по ним определять наступление очередного приступа. На этой стадии кроха уже плохо замечает окружающих людей.
  2. Моторное возбуждение. Если ребенка не успокоить на первой стадии, он начинает бегать, топать ножками, стучать кулачками о стол, падать на пол, рвать на себе волосы или биться головкой о стену. В такие моменты малыш не ощущает болевых ощущений.
  3. Рыдания. Ребенок отчаянно рыдает, слёзы буквально льются «рекой». Если прежде его не успокаивали, то всхлипы и обиженные взгляды, бросаемые на взрослых, будут продолжаться ещё достаточно долго – вплоть до нескольких часов.

Подобное эмоционально насыщенное поведение сильно выматывает ребёнка в три года. Поэтому после случившегося припадка малыш обессилен и хочет поспать, чтобы набраться сил.

Конечно, как-то реагировать на поведение ребенка, который постоянно закатывает беспричинные истерики, необходимо.

Но что делать: предупреждать, предотвращать, купировать или наказывать, как за провинность? Родительская тактика должна зависеть от провоцирующих факторов, которые и приводят к такой ситуации.

Прежде чем рассматривать конкретные причины истерических приступов у ребёнка трёх лет, нужно обратить внимание на особенности этого возраста.

В 3 года малыш переживает очередной кризисный момент. В психологической литературе и практике он даже получил своё название – кризис трёх лет.

В это время ребенок понемногу воспринимает себя в качестве отдельной личности – «Я – не мама».

Малыш также начинает понимать, что его желания во многом не совпадают с требованиями родителей, поэтому и начинается «конфликт интересов». А истерика в детском арсенале становится самым простым и действенным инструментом в попытке быть понятым правильно.

Помимо кризиса трёх лет, который проявляется бунтарством, упрямством, требованием самостоятельности, существуют и другие причины истерических приступов:

Даже если вы и установите провоцирующее истерику обстоятельство, необходимо понимать, что карапуз не желает вас разозлить или сделать что-то нарочно.

В это время ребенок ещё не способен «включить» эмоциональный регулятор, поэтому каждая его сильная эмоция способна в итоге вырасти в полноценный истерический приступ.

Если понимать исторический приступ, как средство привлечь внимание ребенка к своей персоне, то взрослые должны, в первую очередь, научить его высказывать свои желания более цивилизованным способом.

Также ребенок обязан понять, что подобное поведение является неэффективным методом информирования о своих потребностях.

А чтобы вы смогли ненавязчиво подвести ребёнка с таким выводам, нужно правильно реагировать на эмоциональные вспышки, придерживаясь хорошо продуманного плана действия.

Итак, что делать и как же быть взрослым, если у ребенка начался истерический припадок:

  1. Нельзя паниковать, демонстрировать, что столь безобразное поведение вас хоть чем-то задевает. Часто к детской истерике присоединяется материнская, что только усиливает эмоциональный взрыв и накаляет страсти.
  2. Обязательно постарайтесь разобраться, что именно послужило «провокатором» истерического приступа. Иногда бывает достаточно избавить ребенка от утомительных походов по гостям, меньше включать различные компьютерные игрушки или мультики. Если причина в недомогании, необходимо обратиться к доктору.
  3. Лучше всего попросту игнорировать эмоциональный взрыв. Конечно, не следует ребёнка в три года оставлять наедине или в общественном месте, но будьте в поле детского зрения, одновременно оставаясь равнодушным. Обычно приступ быстро подходит к финалу, если отсутствуют благодарные зрители.
  4. Не уступайте ребенку, если истерические припадки необходимы для получения чего-либо. Малыши быстро понимают, как извлечь выгоду из ситуации, поэтому начинают манипулировать слёзками и криками, особенно если мама стесняется подобных приступов.
  5. В начальной стадии, когда ребенок ещё может вас услышать, можно попробовать поговорить, объяснить, отвлечь каким-либо действием или ярким предметом. Иногда подобные отвлекающие манёвры срабатывают.
  6. Если ребенок чувствителен к тактильному контакту, во время приступа его можно приобнять, прижать к себе, шептать тихим голосом нежные слова. Это поможет предупредить самотравмирование, поскольку некоторые ребятишки склонны наносить себе увечья.

Наказания во время истерических припадков не улучшат ситуацию. Все воспитательные беседы и дисциплинарные методы нужно начинать лишь после того, как всё устаканится.

Что делать после истерики?

Многие родители не представляют, как быть с ребёнком после прошедшего истерического приступа. Если эмоциональные взрывы происходят постоянно, случаются и дома, и в детском саду, то вам придётся научить ребенка правильному способы выражения своего настроения.

Непосредственно после истерики нужно объяснить ребенку, как вас огорчило его поведение. Именно поведение, а не сам малыш. Продемонстрируйте, что вы по-прежнему его обожаете, однако вам хочется гордиться им каждую минутку, а не только когда он хорошо себя ведёт.

Ребенку нужно на реальном примере объяснять, как именно необходимо показывать различные эмоциональные проявления – гнев, злость, раздражение, счастье или упоение. Малыш обязан понять, что достичь желаемую вещь можно не только рёвом и дрыганьем ножками.

Возможно, на подобную «науку» уйдёт неделя или два-три месяца. Длительность обучения будет зависеть от темперамента ребенка. Маленькие холерики более склонны к истерическим приступам в силу подвижной нервной системы, чем сангвиники и флегматичные детки. Меланхолики тоже могут впасть в истерику, однако она будет проходить без чрезмерно бурных проявлений эмоций.

Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.

Если истерические припадки у малыша случаются регулярно в течение месяца и дольше, можно предположить о наличии у ребенка какой-либо неврологической болезни.

Консультации и советы невропатолога нужны, если:

  • во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
  • после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
  • приступы учащаются и утяжеляются;
  • ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
  • истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
  • ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.

Если подобные симптомы отсутствуют, но детские поступки продолжают вас тревожить, лучшим выходом станет консультация и советы психолога.

Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.

Истерические приступы часто встречаются у детей в возрасте трёх лет. И их проще предотвратить, чем потом с ними сражаться. Основные советы касаются упорядочения дневного распорядка, приведению требований родителей и бабушки к ребенку к единообразию и работе над собой.

Психологи уверены, что полностью победить истерические приступы у ребёнка в три года практически нельзя, однако предупредить их всё-таки можно. Просто больше общайтесь с карапузом, учите управлять своим настроением. А если малыш продолжает истерить, обратитесь за советами и помощью к грамотному специалисту.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Здравствуйте, мамы и папы! Давно уже читаю ваше сообщество, а вот теперь решилась и написать. Верю, что коллективный разум мне поможет:)
Собственно, суть проблемы. Дочке моей 1 год и 10 месяцев. Чувствительным и упрямым ребенком она была прям с рождения. Но поводы для истерик были простые - не дали сиську, уложили спать на 10 минут позже. Она орала, да, иногда орала громко и долго... Короче, меня детской истерикой не удивишь. Но недавно начались истерики, каких не бывало, и как с ними справляться, я просто не знаю. Поводы для истерик чаще всего из серии "фарш невозможно провенуть назад...". Ну т.е. проблема экзистенциальная, понимаете. Пример: печенька разломалась на две части, хочется чтобы она снова стала целой. Или: мама разломила фрикадельку пополам, а ребенок хотел ее целиком в рот пихнуть. Или еще: мама пакет с хлебом вскрыла, а дочь то ли не хотела его вскрывать вообще, то ли сама это хотела сделать... Все в таком духе. Бывают и другие поводы, типа не дали какую-то вредную запрещенную еду, но это гораздо реже. И главное, как собственно выглядит сама истерика. Ребенок заходится в диком крике, и буквально за пол минуты входит, как я это называю, в штопор. Стеклянные глаза, не видит и не слышит меня, выгибания, валяния на полу, крик до кашля, слезы-сопли, трясущиеся ручки, вотэтовсе. Может еще колотить от злости предмет истерики (хлеб, печеньку, фрикадельку) или меня. Или даже себя. А, самое то главное, на меня как реагирует. Я естественно пытаюсь что-то говорить утешительное, обнимать-целовать, на ручках качать... От этого не только не становится лучше, а становится хуже. Она начинает кричать еще громче (хотя секунду назад казалось что громче нельзя), меня отпихивать, драться иногда. Такие вот дела. Еще месяц назад если сделать вид, что ничего не видишь, в течение пяти минут истерика прекращалась. Теперь от этого как бы тоже только хуже... В конечном итоге помогает унести в другую комнату, насильно обнять, взять на руки, и долго качать-гладить-обнимать. Она еще долго всхлипывает, потом ходит такая чуть потерянная, а потом начинает как ни в чем не бывало играть и смеяться. Это все спустя минут сорок уже после начала истерики... И я к этому моменту уже седая и заикаюсь, блин.
Простите за многобукв. Вопросы то мои в чем? У кого такое было? Это как вообще, норма или патология, когда вот ТАКИЕ истерики? Оно почему вообще происходит? Можно ли какие-то умные книжки на эту тему почитать? И что я то могу сделать, чтобы помочь дитю и самой не спятить? Потому что я вроде чаще всего держусь, стараюсь спокойствие сохранять. А сегодня вот, когда она уже 15 минут орала из-за того, что водичка пролилась на пол и обратно в стакан ее нельзя собрать, тоже сорвалась... Наговорила ей гадостей и расплакалась, чем истерику конечно только продлила(Так, конечно нельзя. А как можно?

Действительно, давать советы легко. Но реальность, увы, бывает намного суровее, чем все описанное выше. Настаивая на своем, некоторые дети буквально доводят себя до истерических припадков, и, как ни стараются родители, сделать с этим ничего нельзя. Вот типичная ситуация. Мама приходит с ребенком в магазин. Заранее договорились, что покупать будут только молоко и йогурт, но вот на глаза малышу попадается «чупа-чупс» - и начинается крик. Мама в растерянности. Она понимает: если сейчас уступить и купить эту злополучную конфету, ей гарантированы такие сцены при каждом походе в магазин. Что же делать?

Итак, развернутая инструкция по борьбе с детской истерикой:

Если малыш не может спокойно заходить в магазин, постарайтесь ходить за покупками без него.

Если все-таки идете вместе, заранее позаботьтесь о том, чтобы он был сыт и спокоен. Дайте ему в одну руку яблоко или банан, в другую - игрушку.

Случай из практики . Родители трехлетнего малыша пришли ко мне почти в отчаянии: «Мы боимся заходить с ним в магазины. Если он обнаруживает там отдел игрушек, начинается такой скандал, что приходится уступать его требованиям. А требует он все больше и больше». Ситуация выглядела критической, надо было что-то делать. И вот мы отправились все вместе в большой детский торговый комплекс. Игрушек там было видимо-невидимо. Признаюсь, это был довольно рискованный эксперимент, но мы к нему хорошо подготовились. Перед визитом в магазин малыш как следует погулял, выспался, поел, был отдохнувший и в хорошем расположении духа. Кроме того, мы захватили с собой сок, яблоки и его собственные игрушки. В одной руке ребенок держал любимого солдатика, в другой пакетик с соком. Вооружившись таким образом, мы начали бродить между прилавками. Малыш с интересом все разглядывал. Наконец он выпустил из руки солдатика, чтобы схватить понравившуюся игрушку. «Хочу эту машинку!» - «Подожди, а где солдатик? Ты его забыл!» Расставаться с любимым солдатиком малыш тоже не собирался. Он остановился в нерешительности, не зная, что же ему делать. И тогда я предложила: «Тебе понравилась эта машинка? Ну что же, ее можно будет купить, когда ты заработаешь три солнышка. Ты запомни, что тебе здесь особенно понравилось. А когда наберешь солнышки, вы снова сюда приедете и купите». И мы отправились дальше. Так мы прогулялись по всему торговому комплексу, ничего не купив. А дома я спросила: «Ну, что тебе больше всего понравилось?» Из десятка игрушек, которые малыш пересмотрел, он с трудом вспомнил одну-единственную, ту, которую ему действительно очень захотелось купить. Потом мы обсудили, что он может сделать, чтобы заработать три солнышка. А еще через два дня мы отправились в магазин, но уже не на экскурсию, а с вполне конкретной целью - купить ту самую машинку. Так и сказали малышу: «Мы едем за машинкой». И он знал, что ходить по отделам и разглядывать другие игрушки мы не будем. Тем не менее мы снова дали ему в одну руку любимого солдатика, в другую - пакетик с соком. На всякий случай. Операция прошла успешно.

Работайте над своими реакциями. Истерика чаще всего рассчитана на дядь и теть, которые находятся рядом. Если маме неловко, если она не знает, куда деваться от стыда перед посторонними, ребенок понимает: мама боится, значит, мама готова уступить. Конечно, он так не рассуждает. Двухлетний кроха не настолько коварен, чтобы сознательно рассчитывать свои действия. Просто однажды его истерика на публику сработала, и теперь он автоматически продолжает идти проторенным путем. Поэтому ваша задача - перестать бояться общественного мнения и не заводиться.

Опять же, говорить легко. Но что делать, если чувствуешь, что от детских воплей становится по-настоящему дурно, давление повышается, сердце стучит?

Попробуйте использовать метод, о котором мы уже говорили, - присоединение. Ребенок кричит: «А-а!» И вы тоже: «А-а!» «Не передразнивай меня!» - «Я не передразниваю. Я тоже хочу кричать!» Иногда таким образом удается самому успокоиться и привести нервы в порядок.

Помните, что ответственность за истерики лежит не на ребенке, а на вас. Ребенок еще не может отвечать за себя, за него отвечают взрослые. Если малыш не в меру раскапризничался, значит, взрослые что-то не предусмотрели, о чем-то не подумали. Я это пишу совсем не для того, чтобы вы начали испытывать чувство вины за плохое поведение своего малыша. Разумеется, все рассчитать и предусмотреть невозможно. Но вы должны твердо понимать, что ребенок не в состоянии изменить ситуацию. Это под силу только вам. Осознав это, вы перестанете бояться, стесняться, раздражаться. Вы мобилизуетесь и начнете действовать, вместо того чтобы стыдливо оглядываться по сторонам.

Не успокаивайте малыша. «Ты хотел покричать? Мы кричим только в парке. Вот мы пришли в парк - кричи. Ты хотел поплакать? Вот тебе платочки - поплачь». Можно тут же включить активное слушание: «Тебе обидно, что я не купила тебе игрушку. Тебе обидно, что я увела тебя из песочницы». Проговорите за малыша его обиду. А когда он немножко успокоится, расскажите ему о том, что есть другие, намного более эффективные способы добиваться своего. «В следующий раз, если ты захочешь что-то, ты скажешь: «Мам, я хочу это». А я тебе скажу: «Заработай. Давай ты поможешь мне убрать после обеда, хорошо почистишь зубы, вовремя ляжешь спать», - и у тебя наберется достаточно солнышек, чтобы купить то, что ты хочешь».

Если ребенок так зашелся в истерике, что ему становится плохо, попробуйте побрызгать на него водой или просто умыть лицо. Вода снимает напряжение.

В возрасте одного-двух лет у ребенка снова может возникнуть привычка биться головой о стену. Так он хочет настоять на своем. На эти выходки просто не надо обращать внимания. Если же вы боитесь, что он причинит себе вред, ищите способ отвлечь, переключить, поговорить. Самое главное - не давайте ребенку того, что он хочет. Уступив однажды, вы дадите ему повод прибегать к этой форме протеста снова и снова.

Иногда ребенок так заводится, что начинает разбрасывать вещи. Наверное, больше всего в этот момент хочется заставить его все поднять. Но это будет означать, что вы «бодаетесь» с малышом, и кто кого переупрямит, еще неизвестно. Выберите другую тактику: поддержите инициативу. Дочка разбрасывает все, что попадается под руку, - дайте ей еще что-нибудь бросить. А потом еще что-нибудь. «Вот это можешь бросить, и вот это, и вот это». Ребенок устает, но вы настаиваете: «Нет, подожди. Вот это ты еще не бросала». Гипертрофируйте ситуацию. Не стоит пускать в ход хрустальные вазы и фарфоровые чашки, но пластиковая посуда и мягкие игрушки вполне подойдут для выброса энергии. Во-первых, это отвлечет ребенка, во-вторых, он поймет, что с вами этот трюк не работает.

Некоторые дети нуждаются во время истерики только в одном - чтобы их обняли. Многие мамы мне возражают: «Я его сейчас обниму, и он подумает, что истерика - это способ заслужить мою ласку». Я искренне надеюсь, что вы ласкаете ребенка не только тогда, когда он бьется в истерике, и у него нет необходимости валиться на пол всякий раз, когда ему хочется, чтобы вы его обняли. Если так, то цель истерики другая - что-то получить или наоборот чего-то не делать. «Не хочу гулять, не буду одеваться!» или «Дай конфету! Не встану с пола, пока не дашь!» Вы можете оставаться непреклонны, но при этом проявить свою любовь, обняв малыша и сказав ему: «Я тебя очень люблю! Понимаю, тебе очень хочется еще поиграть дома, но надо идти гулять... ». Обнять не значит пойти на поводу. Это просто способ погасить негативные эмоции.

Бывает, что срабатывает прямо противоположная тактика - лишение внимания. Ребенок требует пульт от телевизора: «Дай! Дай! Дай!» - «Солнышко, я тебя очень люблю, но таким способом ты от меня ничего не добьешься». И выходите из комнаты.

Лишение внимания не следует путать с игнорированием. К сожалению, многие родители предпочитают последнее: если малыш плохо себя ведет, они, оставаясь физически рядом, как бы перестают его замечать. Это страшное и очень травматичное переживание для ребенка. Малыш до трех лет эмоционально очень зависим от мамы, очень нуждается в ее внимании. Если мама перестает его замечать, кроху охватывает тревога, у него возникает чувство вины, падает самооценка, растет количество страхов. Он начинает заслуживать мамино внимание. А внимание и любовь не должны заслуживаться. Они даются даром.

Когда истерика закончилась, и малыш успокоился, ни в коем случае не возвращайтесь к тому, что произошло. Это была эмоциональная реакция ребенка, и обсуждать ее, говорить малышу «ты не должен так себя вести» и т.д. бесполезно. Он не мог в тот момент вести себя по-другому.

Когда у ребенка истерика, родители испытывают сложные чувства: от вины и стыда до гнева и бессилия. Хочется иметь при себе инструкцию «как бороться с детскими истериками пошагово?», ведь частые истерики и следующие за ними борьба и конфликты создают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми. И нет, малыш не специально устраивает сцены, ему тоже очень тяжело их переносить.

Если истерики случаются часто — родители могут предположить, что ребенок не здоров, и отправляются к неврологу или психиатру, но истерический невроз у детей без особенностей развития — редкий диагноз.

Для детей до 4-5 лет истерика – это кризисная реакция на невыносимую ситуацию, которую нельзя прекратить и принять. Нервная система не выдерживает напряжения, чтобы пережить гнев, ярость и отчаяние – организм устраивает истерику.

В этом состоянии ребенок не воспринимает информацию из вне, он как бы «перезагружает систему» и «временно недоступен». После того как сильные эмоции находят выход, и истерика идет на спад — наступает стадия горевания, когда человек ищет утешения и поддержки у близких, идет мириться и хочет на ручки.

В любом случае, у слез, крика и других бурных реакций всегда есть повод. Ниже разобраны наиболее часто встречающиеся причины детских истерик.

Кризис 1 года

До года детский плач легко объясняется физиологическими потребностями и дискомфортом. Плачущего кроху легко отвлечь и занять игрушкой. А ближе к году ребенок становится шустрым, хочет делать сам, подражая взрослым, хочет чувствовать себя полезным. Так маленький человек усваивает правила поведения в семье и обществе, изучает важные навыки.

Но годовалый ребенок может подвергать себя или других опасности. Это тревожит родителей, они устанавливают правила и многое запрещают.

Сталкиваясь с ограничениями ребенок испытывает фрустрацию. Его потребность не может быть удовлетворена прямо сейчас. Ох, как это злит!

Чтобы пережить гнев, малыш кричит и падает на землю, краснеет, колотит ногами по полу, лбом сносит стены, дерется.

Кризис 3 лет

Ребенок в три года похож на маленького подростка. Он постепенно отделяется от мамы и уже имеет собственное мнение обо всем, что происходит, хочет принимать решения сам, хочет, чтобы с его мнением считались.

Защищая свое «Я» трехлетний человек отказывается от ранее любимых и привычных вещей только потому, что это предложили взрослые – он проявляет негативизм.

Одновременно с негативизмом ребенок проявляет невиданное прежде упрямство. Если уж попросил конфет, то не откажется от этого желания. Даже если он давно перехотел конфету и захотел суп — ни за что не признается в этом и продолжит требовать конфет.

Лев Семенович Выготский говорил о трехлетних: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Конфликты в семье

Когда ссорятся значимые люди, ребенок испытывает сильный стресс, даже если конфликт вялотекущий и никак не проявляется при ребенке – напряжение накапливается, и разрядка происходит в истерике. Бывает, что ребенок бессознательно «отвлекает» взрослых от конфликта несносным поведением и истериками.

Изменения в привычном укладе жизни

Переезд, детский сад, болезни, потеря друзей или близких – в такие моменты ребенку требуется больше внимания и заботы.

Потребность в любви и внимании

Если времени, проведенного с родителями недостаточно, или оно проходит без качественного и активного общения. Такая истерика – манифест: «Замечайте меня, я здесь, вы нужны мне!». как успокоить детскую истерику, вызванную нехваткой внимания? Достаточно простой совместной игры, разговора по душам, чтения или прогулки, чтобы почувствовать близость с родителями. Но некоторым детям необходима постоянная включенность и внимание взрослых, это стоит учитывать.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Непоследовательность в воспитании

Мама разрешила мультики, а папа запретил. Мама сказала, что сладкое после еды, но папа часто дает конфеты до еды. Если запреты и правила одинаковы у всех членов семьи, то ребенок просто их примет и места для манипуляций не останется. Взрослым необходимо договориться о правилах, принятых в их семье.

Выработка единой линии воспитания часто становится причиной семейных споров, ведь у каждого есть свой опыт и представление о том, как «надо». Психологическая консультация для родителей может быть полезна на стадии поиска собственного и приемлемого для всех стиля воспитания ребенка.

Детская истерика ночью может произойти из-за сильного стресса днем, ночных кошмаров или резкой боли. Важно побыть рядом, обнять, постараться выяснить причину и устранить ее.

Истерика может случиться с любым ребенком, но есть особенно чувствительные дети, их нервная система легко возбуждается, а процессы торможения развиты слабо, потому что неокортекс, отвечающий за сознательные действия и логику, созревает к только 6-7 годам жизни.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Можно ли предотвратить истерику?

Остановить уже начавшуюся истерику так же сложно, как остановить электричку на полном ходу. Но есть несколько идей о том, как реагировать на детские истерики:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок ел и отдыхал, когда хочет. Найти ритм в котором он чувствует себя спокойно и уверенно, когда все предсказуемо и понятно. Поддерживать этот ритм. Не брать уставшего, голодного или сонного ребенка в магазины, на долгие прогулки, на занятия, требующие концентрации.
  2. Давать ребенку право говорить «нет», если этот отказ не ущемляет интересов других людей и не влечет за собой опасных последствий. Это учит принимать ответственность за свои решения.
  3. Проговаривать желания ребенка и его эмоции, особенно если он еще мал, чтобы озвучивать и осознавать их. «Тебе хочется восемнадцатую машинку», «Ты очень злишься на маму», «Грустишь, от того что папа ушел», «Ты голодный и поэтому настроение такое плохое». Описание происходящего помогает снять общее напряжение, дает чувство безопасности и уверенности во взрослом, помогает предотвратить всплеск неконтролируемых чувств.
  4. Давать возможность безопасно выражать гнев. Разрешить ребенку кричать и ругаться, рвать и мять бумагу, колотить надувной мяч, бегать и прыгать, когда он злится. Не ругать за гнев: «Не веди себя так ужасно, прекрати орать!», а разбираться в причинах гнева, и позже говорить об этом чувстве, можно даже с примерами из личного опыта, рассказать, а что было с мамой, когда ей самой было четыре. Возможно идея о том, что этот маленький человек только учится справляться со сложными негативными эмоциями, а ведь далеко не все взрослые это умеют, будет полезна.
  5. Играть. Любую реальную конфликтную ситуацию можно позже обыграть с ребенком и его игрушками. Пробовать разные модели поведения, давать выход накопившимся эмоциям, отпустить контроль и воображать любое развитие событий.

Игра дает возможность поменяться ролями, приобрести необходимые навыки саморегуляции и понять окружающих.

Как помочь ребенку прекратить истерику?

Истерика у ребенка может случиться на улице или в супермаркете, в автобусе или в переполненном вагоне метро. Что может сделать родитель?

  1. Позаботиться о безопасности пространства. Убрать опасные предметы или унести ребенка туда, где спокойно, если это возможно.
  2. Помолчать. Успокоить малыша в момент сильного напряжения невозможно. Есть исследования, показывающие, что уговоры, наказания и ругань только продлевают истерики.
  3. Иногда посторонним свидетелям кажется, что они лучше родителей знают, как справляться с детскими истериками, и люди искренне пытаются «причинить добро». Если человек не оказывает помощь и поддержку, а давит на ребенка своим: «Сейчас дядя милиционер тебя заберет», то лучше попросить его уйти. Ребенок крайне уязвим в момент истерики и потеря связи со взрослым, даже такая символическая, которая воспринимается взрослыми как шутка, может усилить детский гнев и страх.
  4. Терпеливо ждать, пока пройдет приступ ярости, и наступит стадия, когда ребенок хочет, чтобы его пожалели. Жалеть можно и нужно, это дает понять, что истерика не испортила ваши отношения. Но вот поощрять или подкреплять успокоение подарками, тем более вещами, из-за которых случилась истерика, не стоит, это может закрепить нежелательную модель поведения. Достаточно будет любви и внимания.
  5. После истерики ребенок успокоится и может почувствовать слабость, захотеть спать, пить или есть. Хорошо если он получит такую возможность.
  6. Обсудить произошедшее с малышом можно спустя какое-то время. Можно обозначить границы, объяснить, что с ним произошло: «Ты очень разозлился на маму, за то, что она не купила шоколадку, громко плакал и валялся на полу».

Совершенно естественно будет высказать свое недовольство таким поведением, но не самим ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой

Как реагировать на истерику?

Когда ребенок в состоянии аффекта-он не контролирует себя и ему довольно плохо. Родитель может «заразиться» аффектом и разгневаться, почувствовать отчаяние и следом вот это вот: «ну сколько можно, опять начинаешь?». Некоторым родителям бывает стыдно за «такое поведение» чада. Чувствовать раздражение и даже гнев на ребенка из-за его истерики вполне естественно. Что делать с детскими истериками?

  1. Подумать о себе в этот момент, найти опору в теле. Если удается заметить свои эмоции, отследить телесные ощущения, и сконцентрироваться на них, то получится остаться для малыша тем самым взрослым, который защитит и позаботится. Это не легко, это целый навык, который требует усилий, но важно пробовать. Где тянет, где ноет, что заболело? Может быть случается мигрень, или сжимаются зубы? Заметить эти реакции тела, понаблюдать за ними – и вот уже можно дышать глубже, спокойнее.
  2. Если родителей двое, или рядом близкие люди, к которым ребенок привязан, то имеет смысл самому разгневанному и растерянному просто отстраниться, уйти и успокоиться подальше от криков и слез.
  3. Принять свою беспомощность. Бывает, что отчаяние заставляет родителя паниковать и суетиться, создавать лишний шум, который только усиливает истерику ребенка. «Тебя умыть? Подуть? Обнять?». Иногда можно и сдаться. Ну лежит он и плачет на полу. Может быть так удобнее плакать и страдать. А хорошо ведь устроился? Если прилечь рядом и поныть тихонько – мир не рухнет. А ребенок будет удивлен.
  4. Многим взрослым в такие напряженные моменты кажется, что все остальные дети в мире прекрасны, что они никогда не ведут себя так жутко, что этот конкретный ребенок просто издевается и капризничает им «на зло».

Если сдержать родительский гнев не удалось, то стоит потом объяснить ребенку — почему родители злились, сказать, что это не его вина, что он вырастет и таких ситуаций удастся избежать. Почти наверняка.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Истерика у ребенка: Что делать?

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» - вывел его из троллейбуса.

А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в момент детской истерик и - держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то - вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», - и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) - не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти . Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка .

Если вы очень расстроены - быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте - отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) - отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное - что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними - это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики у ребенка?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерик и, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации - это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги - можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.