Как помочь ребенку преодолеть стеснительность? Стеснительные дети: образец поведения или нарушение психики

Застенчивость у детей дошкольного возраста - это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда - желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.

1 183915

Фотогалерея: Застенчивость у детей дошкольного возраста

Смущение может расцениваться в качестве добровольного лишения себя свободы. Это похоже на тюрьму, когда заключенных лишают права на свободу слова, свободу общения и т.д. Большинство людей, так или иначе, испытывает стеснение. Оно является определенным естественным защитным устройством, которое позволяет оценить возможные последствия того или иного поступка до его совершения. Обычно застенчивость у детей идет наряду с низкой самооценкой. Даже не считая того, что застенчивым детям под силу оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны. Одна из причин низкой самооценки - чересчур высокие требования к себе. Они все время немного не дотягивают до уровня, который сами от себя требуют.

Идеальные отношения родителей и детей должны развивать у детей дошкольного возраста индивидуальность, твердую уверенность в собственной значимости. Когда любовь дарится не безвозмездно, если она предлагается в обмен на что-либо, например на «правильные» поведение, то ребенок каждым своим поступком будет подавлять собственное «я» и самоуважение. Посыл таких отношений с ребенком очевиден: ты хороший ровно настолько, насколько значительны твои достижения, и ты ни за что не прыгнешь выше своей головы. Вот так чувства любви, одобрения и признания делаются потребительскими товарами, которые можно выторговать в обмен на «хорошее поведение». И самое ужасное - при самом незначительном проступке можно их лишиться. А неуверенный, стеснительный человек воспринимает такой порядок вещей за абсолютно нормальный: он якобы не заслуживает лучшего. Тогда как человек, которому дарят безусловную любовь, даже после нескольких неудач не теряет веры в свою первичную ценность.

Источники застенчивости у детей дошкольного возраста

Часть психологов считает, что застенчивость генетически обусловлена. Уже в первые недели жизни дети эмоционально отличаются друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позднее эти особенности могут прорасти и превратиться в устойчивые модели поведения. Дети с необычайно чувствительной нервной системой все принимают близко к сердцу. Соответственно вырабатывается чрезвычайно осторожный подход ко всему и постоянная готовность отступить.

Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения. Деткам, любящим улыбаться, чаще улыбаются в ответ. Их чаще носят на руках, чем это делают с угрюмыми или спокойными детьми. Есть множество изначальных причин развития застенчивости, вытекающей из детских эмоций, а также из того, как эти эмоции воспринимаются конкретной личностью. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, дети скорее всего вырастут застенчивыми.

Исследование показало, что страна с самым широким распространением стеснения и застенчивости среди детей дошкольного возраста - Япония, где 60% опрошенных считают себя застенчивыми. Чувство стыда принято использовать для корректирования поведения отдельных лиц согласно общепринятым нормам поведения. Японцы вырастают глубоко убежденными, что у них нет прав хоть немного дискредитировать свою семью. В Японии весь груз ответственности за неудачи ложится исключительно на плечи самого ребенка, а вот за успехи благодарят родителей, учителей, тренера. Такая система ценностей подавляет в человеке задатки предприимчивости и инициативности. В Израиле же, например, дети воспитываются абсолютно противоположным образом. Любые достижения приписываются исключительно способностям ребенка, в то же время как неудачи сваливают на неверное воспитание, неэффективное образование, несправедливость и т.д. Иными словами, действия поощряются и стимулируются, а неудачи не наказываются строго. Израильские дети ничего не теряют в результате поражения, а в результате успеха - получают награду. Так почему же не попробовать? Японские дети, наоборот, ничего не выиграют, а вот потерять могут много. Поэтому они всегда сомневаются и пытаются не рисковать.

Основные причины застенчивости

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию. Ниже приводится перечень категорий людей и ситуации, которые могут вызвать подобную реакцию.

Люди, которые вызывают застенчивость:
1. Незнакомые
2. Авторитетные личности (через свои знания)
3. Представители противоположного пола
4. Авторитетные личности (через свое положение)
5. Родственники и иностранцы
6. Люди старшего возраста
7. Друзья
8. Родители
9. Братья и сестры (наиболее редко)

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают люди, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес.

Обстоятельства, которые вызывают застенчивость:

  1. Нахождение в центре внимания большой группы людей, например выступление на утреннике
  2. Более низкий статус, чем у окружающих
  3. Ситуации, которые требуют уверенности в себе
  4. Новые обстоятельства
  5. Ситуации, требующие оценки
  6. Слабость, необходимость помощи
  7. Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  8. Светская беседа
  9. Нахождение в центре внимания небольшой группы людей
  10. Необходимость деятельности в ограниченном кругу людей

Застенчивые дети всегда сильно волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-то действия в незнакомых обстоятельствах, где имеют место критические высказывания других людей, которые излишне требовательные и влиятельные.

Как помочь застенчивому ребенку?

Психологи говорят о трех основных «родительских» моделях поведения. Они описываются следующим образом:
пример либеральной модели - ребенок получает столько свободы, сколько он в состоянии принять;
пример авторитарной модели - свобода ребенка ограничивается, главным достоинством является послушание;
пример авторитетной модели - идет полное управление деятельностью ребенка со стороны родителей, но лишь в разумных и конструктивных рамках.

Результаты исследований показывают, что желательной и наиболее эффективной является авторитетная модель. Она способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе, а значит, является наиболее эффективной в излечении детской застенчивости. Несмотря на общее мнение, применение очень четкого либерализма в воспитании не развивает уверенность в себе. У либеральных родителей часто отмечается невнимательность к ребенку, они не считают нужным вырабатывать основные линии его поведения. Они часто «грешат» непоследовательностью в воспитании, из-за этого у детей может возникнуть чувство, что родителей не интересуют их чувства и проблемы, что они родителям вовсе не нужны.

Другая крайность касается авторитарной модели воспитания. Выбравшие эту модель родители также уделяют детям мало внимания, когда имеется в виду безусловная любовь и забота. Они ограничиваются лишь удовлетворением всех физических потребностей. Их в первую очередь волнуют такие аспекты воспитания, как руководство и дисциплина, однако они совершенно не заботятся об эмоциональном здоровье детей дошкольного возраста. Авторитарным родителям важно то впечатление, которое их дети производят на окружающих людей. Для них это даже важнее внутрисемейных отношений. Они абсолютно уверены, что формируют из ребенка «настоящего человека», не понимая, что приходят к обратному.

Особенность авторитетной модели воспитания в том, что при ней с одной стороны есть наличие родительского контроля, но с другой - идет развитие ребенка как личности. У таких родителей есть четкое представление о том, на что способен ребенок, они часто проводят с ним доверительные беседы и прислушиваются к тому, что отвечает ребенок. Таким родителям не страшно менять правила игры, когда новая обстоятельство вынуждает их действовать иначе.

Перед тем, как переходить к описанию того, как вести борьбу с застенчивостью у детей дошкольного возраста и воспитать открытого, эмоционально восприимчивого и при этом не стыдливого ребенка, хочется отметить один нюанс. Возможно, вы, как родители, будете вынуждены в первую очередь поменять себя. От вас может потребоваться полное изменение атмосферы в доме, чтобы она не способствовала развитию застенчивости у ребенка.

Тактильный контакт

Так же, как очевидна связь между застенчивостью и неуверенностью, также нельзя не заметить зависимость от касаний чувства безопасности и спокойствия. Если даже вам не доводилось делать это раньше, начните сейчас баловать своих детей. Целуйте их, демонстрируйте свою любовь. Прикасайтесь к ним с нежностью, гладьте по голове, обнимайте.

Разговор по душам

Было доказано, что дети раньше начинают говорить правильно и выразительно, если мама с самого рождения много разговаривала с ними. Дети же, чьи мамы просто молча выполняют свои обязанности, говорят плохо, у них малый словарный запас. Если даже ваш малыш слишком мал, чтобы понимать что-либо - говорите с ним. Так вы заложите в него определенную программу коммуникативности. Когда ребенок начнет говорить самостоятельно, его тяга к общению будет зависеть от того, насколько вы его слушаете и отвечаете ли ему.

Пусть ребенок свободно выражает свои мысли и чувства. Позвольте ему свободно говорить о том, что ему хочется, что нравится, а что не очень. Позвольте иногда выплеснуть свой гнев. Это крайне важно, так как в основном застенчивые люди не умеют правильно себя вести во время приступов гнева. Не позволяйте ребенку накапливать эмоции внутри себя, пусть он учится отстаивать свои права. Научите его выражать свои чувства напрямую, например: «Мне грустно» или «Мне хорошо» и т.д. Поощряйте ребенка на разговоры, но не принуждайте участвовать в них.

Безусловная любовь

Нужно серьезно отнестись к словам психологов, считающих, что если вы не довольны поведением ребенка, вы должны обязательно дать ему понять, что вас возмущает не сам ребенок, а его поступки. Иными словами, ребенку важно знать, что он любим, и любовь эта не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, то есть безусловна.

Дисциплина с любовью и пониманием

Чрезмерная дисциплина может повлиять на развитие застенчивости у детей дошкольного возраста через следующие причины:

  1. Дисциплина часто основана на изначальной неправоте ребенка, на утверждении, что он обязательно должен измениться. Это ведет к снижении самооценки.
  2. Пугающий авторитет родителей может перерасти в серьезный комплекс, при котором ребенок будет чувствовать страх перед любыми авторитетными лицами. Смущение в этом случае не является проявлением почитания, это проявление страха перед властью.
  3. Основное понятие дисциплины - контроль. Чрезмерно подконтрольные дети вырастают со страхом, что потеряют контроль или что будут вынуждены контролировать сложную ситуацию.
  4. Объектом дисциплины является человек, а не обстоятельства. А очень часто причина поведения - в обстановке или поведении других людей. Перед тем, как наказать ребенка, обязательно поинтересуйтесь, почему он нарушил одно из ваших правил.

Дисциплина не должна быть публичной. Уважайте достоинство вашего ребенка. Прилюдные выговоры и стыд, который испытывает при этом ребенок, могут усилить его застенчивость. Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение.

Научите ребенка терпимости

Лишь своим примером можно научить детей быть участливыми. Пусть они ищут причину неудач в первую очередь в обстоятельствах, а не в окружающих людях. Поговорите о том, почему тот или иной человек делает определенные безрассудные поступки, или что могло повлиять на изменение его поведения.

Не клеймите ребенка

Как только вам захочется сказать ребенку что-то неприятное, помните о плотной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью. Это может помочь вам в преодолении импульса. Ребенку важно положительно оценивать себя.

Доверие

Научите ребенка больше доверять людям. Для этого родителям важно наличие максимально близких отношений с ребенком. Дайте ему понять, что вы его любите и цените таким, какой он есть. И что есть и другие люди, которые тоже могут ценить и уважать его, если он сблизиться с ними. Безусловно, всегда найдутся те, кто обманет или предаст, но, во-первых, таких меньше, во-вторых, их рано или поздно выведут на чистую воду.

Уделяйте детям внимание

Старайтесь уменьшать время, которое вы проводили отдельно от ребенка и всегда предупреждайте его, если вы сможете уделить ему внимание. Даже минута теплой и уважительной беседы с ребенком гораздо важнее целого дня, когда вы просидели рядом, но были заняты своими делами.

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [Веденичева А.В., с.118-119].

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.



Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [Шишова Т.Л., с.194]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [Веденичева А.В., с.122-123].

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная [Алексеева А.В., с.58].

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление [Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., с.161-162].

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера [Фромм А., с.127].

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне [Гаспарова Г.А., с.74-75].

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.) [Алексеева А.В., с.58]

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна [Веденичева А.В., с.120-121].

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.

Причиной трудностей ребенка в общении с другими людьми является застенчивость, что в дальнейшем может отразиться и на его взрослой жизни. Чрезмерная стеснительность у детей нуждается в коррекции. Есть различные методы преодоления этой черты характера.

Суть застенчивости

Застенчивость впервые дает о себе знать еще в детском возрасте, когда малышу исполняется 3–5 года. В этот период он начинает активно познавать мир и общаться с окружающими людьми. Распознать застенчивость нетрудно. Общаясь со взрослыми, малыш постоянно робеет, стесняется, отмалчивается и не отвечает на их вопросы. Он испытывает сильное чувство неловкости, предпочитая избегать ситуаций, когда он будет вынужден при скоплении незнакомых людей вступать в беседу.

Несмотря на свою робость, застенчивые дети в умственном развитии ничем не уступают бойким сверстникам. Наоборот, во время учебы спокойный малыш делает большие успехи, обладает многими талантами и способностями. Правда, он боится проявлять себя, не веря в собственные силы. Во многих случаях застенчивость становится причиной формирования у детей различных страхов.

Застенчивые дети считают себя хуже других, они не уверенны в себе и постоянно беспокоятся, что о них подумают другие. Такое поведение сказывается на процессе коммуникации, отрицательно влияя на адаптацию малышей в социуме. Эти дети занимают пассивную роль в общении со своими сверстниками, они очень ранимы и чувствительны, благодаря чему другие дети легко подчиняют их своему влияния. Бывает и так, что малыши, страдающие от застенчивости, подвергаются нападкам и издевательствам со стороны своих сверстников.

Если вы заметили у своего ребенка проблемы в общении, обратите на это пристальное внимание и понаблюдайте за ним. Для застенчивых детей дошкольного возраста характерны следующие особенности поведения:

  • полное отсутствие агрессии;
  • они избегают любого общения;
  • не любят проявления интереса со стороны чужих людей к себе;
  • робеют и боятся вступать в беседы;
  • негативно воспринимают себя;
  • болезненно относятся к любой критике.

Патологическая застенчивость, мешающая малышу нормально существовать в социуме, - это проблема, которая нуждается в обязательном решении. Вышеперечисленное поведение создает условия для коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста, поэтому родители, заметившие подобную проблему у своего малыша, должны проявить бдительность и не оставлять эту ситуацию без контроля.

Коррекция патологической застенчивости

Чтобы научить справляться с патологической застенчивостью, ребенку понадобится помощь не только родных, но и воспитателей в детском саду, а также психолога. Комплексный подход поможет малышу преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научит общаться с окружающими людьми, заводить друзей.

Важно, чтобы при выявлении подобной проблемы воспитатель в детском саду правильно отнесся к малышу, проявил внимательность и оказал помощь. Огромную роль играет чувство доверия, которое устанавливается между ребенком и его педагогом. Если контакт будет установлен, воспитатель поможет малышу раскрепоститься и поверить в свои силы.

Застенчивые дети нуждаются в повышенном внимании, поэтому воспитатель, несмотря на всю свою занятость, должен уделить время такому малышу, чтобы поговорить с ним на разные темы и расспросить, как у него дела. Можно назначить ребенка своим помощником и поручать ему для выполнения несложные задачи.

Существуют специальные методики, которые может применять воспитатель для коррекции застенчивости у дошкольников. Главные условия этого процесса - доброжелательность, забота, внимательность к переживаниям и чувствам маленького человека. Одну из основных ролей в коррекции застенчивости педагоги отводят развивающей игре. Такой подход к проблеме позволяет решать следующие задачи:

  • преодолеть робость и скованность ребенка;
  • помочь малышу раскрепоститься и поверить в свои силы;
  • построить правильные коммуникативные связи «малыш-взрослый человек-сверстники»;
  • позволяет застенчивому малышу выработать навыки и умения коммуникации;
  • расширить социальные связи;
  • добиться эмоциональной релаксации;
  • понять внутренние психологические проблемы малыша;
  • при выявлении отставания в развитии направить на обследование.

Условия коррекции застенчивости заключаются в том, чтобы создать вокруг малыша комфортную и доброжелательную обстановку, в которой он мог бы расслабиться, перестать переживать, отпустить все свои страхи и начать общаться с другими детьми.

Помощь психолога

Помочь застенчивому ребенку решить существующую проблему может и детский психолог. В этом случае работа будет строиться пошагово. На первом этапе, чтобы мотивировать к общению и развить умения коммуницировать, врач будет использовать такой распространенный подход, как сказкотерапия. На втором этапе при помощи коллективной игры малыш будет учиться устанавливать контакт с другими людьми. Затем внимание специалиста будет уделено изучению психоэмоционального состояния маленького пациента (умению проявлять и распознавать свои эмоции). На последнем этапе при помощи творческой реализации малыш будет пробовать применять на практике полученные коммуникативные навыки.

Игротерапия - наиболее эффективный метод в работе с детьми дошкольного возраста. Во время веселого, интересного общения ребенок забывает про стеснительность, расслабляясь и обучаясь общению со сверстниками. Психолог устраивает групповые сеансы, помогающие моделировать различные жизненные ситуации и находить простые пути их решения. Игры «Режиссер», «Выставка», «Оратор» помогут застенчивому малышу перестать бояться оказаться в центре внимания, научат проявлять себя на публике и не бояться выражать свое мнение.

Поскольку дети, страдающие от застенчивости, все время переживают сильное внутреннее напряжение и страх, важно, чтобы игра включала в себя элементы релаксации, во время которых ребенок под спокойную медитативную музыку будет выполнять несложные упражнения по расслаблению.

Тактичность и терпение - вот два качественных подхода, которые должны проявить специалисты в работе с застенчивым малышом. Это даст ему возможность раскрыться и избавиться от такой неприятной черты характера.

Способы борьбы с детской застенчивостью

Главными помощниками для детей в борьбе с этим «недугом» являются их родители. Чтобы преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка дошкольного возраста, следует проявить тактичность, потому что малыш может воспринять вашу помощь как критику и начнет волноваться, что он вас разочаровывает.

Побороть детскую скованность и несмелость в общении вам помогут несложные способы.

  1. Не стоит делать бесконечные замечания из-за его поведения. Понаблюдайте за своим ребенком - это даст вам возможность лучше понять особенности его характера.
  2. Помогите малышу расширить круг его контактов. Сделать это несложно. Поощряйте его мимолетные знакомства, приглашайте в гости одногруппников из садика и соседей по дому, гуляйте на таких площадках, где есть дети этого же возраста. Не бросайте в процессе коммуникации. Помогите ему познакомиться с другими ребятами, поддержите беседу и поиграйте.
  3. Обязательно обеспечьте своему ребенку увлекательный и разнообразный досуг. Подбирая секции для посещения, помните о творческих способностях малыша. Только по-настоящему интересное занятие поможет ему чувствовать себя уверенным и спокойным.
  4. Постарайтесь выдумать различные игры, в процессе которых малыш не только познавал бы окружающий мир, но и раскрывал бы различные способности и умения. Не лишайте малыша возможности проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения о том, как вы будете проводить ваш день. Важно научить ребенка общаться в семье без истерик и крика, смело высказывая свое мнение.
  5. Следует помнить, что постоянная смена места учебы отрицательно влияет даже на уверенного и смелого малыша. Если же у вас были объективные причины, из-за которых вы вынуждены были сменить садик, помогите ребенку пережить этот адаптационный период. Постоянно привлекайте малыша к выполнению различных домашних заданий. Это поможет ему почувствовать себя нужным, придаст уверенности и раскрепостит.

Главное в процессе вашего с ним общения - проявлять терпение, спокойствие и любовь.

Застенчивые дети многого не получают от жизни, поскольку ограничивают свое общение с окружающим миром. Они ведут замкнутый образ жизни и чувствуют себя очень одинокими. Таким малышам трудно заводить друзей, они теряются в большой компании сверстников, не умеют за себя постоять. Чтобы он не чувствовал себя социально отторгнутым, психологи советуют родителям прививать им коммуникативные навыки. Сделать это несложно.

  1. Научите ребенка смотреть в лицо своему собеседнику. Для этого, разговаривая с малышом, просите его все время поддерживать с вами визуальный контакт. Повторяйте как можно чаще такие фразы: «Посмотри мне в глаза!» и «Не опускай свой взгляд!». Это закрепит умение не прятать глаза во время беседы, что придаст ему большей уверенности в процессе общения с незнакомыми людьми.
  2. Сделайте так, чтобы ваш малыш знал, как необходимо начинать и заканчивать беседу. Продумайте и запишите вместе с вашим ребенком фразы для общения с различными группами людей. Пусть малыш сам попробует сформулировать, как бы он общался с незнакомцем, гостем вашего дома, своим приятелем, новеньким в группе, воспитательницей в детском саду. Разделив между собой роли, отрепетируйте, как может выглядеть подобное общение. Активно приобщайте ребенка к телефонным разговорам, непосредственное отсутствие собеседника перед глазами делает процесс общения намного проще.
  3. Заранее готовьте малыша к различным социальным событиям: к посещению гостей, походу в общественное место, выступлению на утреннике, делая акцент на том, о чем можно говорить в различных ситуациях.
  4. Парные игры, по мнению психологов, являются самым простым и наиболее действенным способом откорректировать застенчивость у ребенка дошкольного возраста. Для этого пригласите в гости друга вашего малыша, обязательно исключите просмотр телевизора на это время и дайте им возможность получше узнать друг друга.

Заключение

Застенчивость у ребенка дошкольного возраста нуждается в особом внимании взрослых. Не бросайте ситуацию на самотек, такая черта характера может создать малышу массу проблем, которые обязательно напомнят о себе во взрослой жизни. Малыши, страдающие робостью, нуждаются в коррекции поведения. Избавиться от застенчивости, наладить общение и завести много друзей ребенку помогут родительская поддержка, воспитатели детского сада, а также работа с психологом.

В мире не обойтись без общения. Нужно выстраивать отношения, порой заявлять о себе и спорить. Сложно делать это, когда ты, общаясь с другими, испытываешь чувство неловкости, скованности, страх начать или поддержать беседу, а еще воспринимаешь себя как объект для обсуждения со стороны окружающих. Все это испытывает застенчивый ребенок, который потом имеет все шансы стать несчастным взрослым.

Изменить ситуацию к лучшему можно в детстве, когда родители замечают «тревожные звоночки»: малыш всегда предпочитает уединение играм со сверстниками, впадает в ступор, если надо прочитать четверостишие на утреннике в саду, прячется за спину мамы или бабушки по любому поводу. И если навыки общения не сформировать вовремя, с возрастом побороть застенчивость становится все труднее. Ребенок замыкается в себе. А мама и папа, желая ему помочь, нередко усугубляют ситуацию.

Типичные ошибки родителей застенчивых детей

Родители чаще всего занимают одну из двух крайних позиций:

1. Стремятся всеми силами переделать застенчивого ребенка. Отдают в театральную студию, заставляют вставать на табуретку перед гостями – петь песни и читать стихи и т. д. Иначе говоря, делают все, чтобы ребенок попал в ситуацию, в которой он оказываться не хочет, и одним махом справился со своей застенчивостью. На самом же деле родители создают много ненужного напряжения. У малыша, кроме прочих переживаний, начинает формироваться чувство вины (что не оправдал родительских ожиданий) или страха (ведь угроза наказания тоже страшит).

2. Бездействуют и закрывают глаза на проблему застенчивости. Здесь чаще всего родители исходят из своих корыстных интересов. В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода» (допустим, человеку его эмоциональное состояние или даже болезнь приносит какую-то пользу, о которой он сам может и не догадываться). И «вторичная выгода» застенчивости – это «удобный» для родителей ребенок. Некоторые воспринимают стеснительность ребенка просто как некую черту характера и не стремятся как-то изменить ситуацию к лучшему. Они полагают, что у ребенка никакой проблемы нет. Он не шумит, не бегает, никуда не лезет, сидит себе тихонько и молчит. Но между понятиями «удобный» малыш и «счастливый» поставить знак равенства нельзя. Наивно полагать, что застенчивый ребенок вырастет и лет в 15, 20, а то и в 30 скажет: ну все, мне надоело быть застенчивым, больше не буду стесняться. «Спуская на тормозах» ситуацию, родители лишают сына или дочь дальнейшей успешной жизни.

Как же поступить?

Искать золотую середину. Поддерживать застенчивого ребенка, учитывая особенности и причины застенчивости ребенка, оказывать ту поддержку, в которой он нуждается, и помочь ему быть счастливым.

Почему ребенок стесняется? Ищем причины

Чтобы успешно справиться с детской застенчивостью, нужно для начала определить ее причину.

1. Ребенок стесняется в силу возраста

Бывает, что ребенок стесняется чужих людей в силу возрастных особенностей. Например, в 6–9 месяцев, и иногда до 1,5 лет, малыш уже не пойдет так просто к чужим людям. Для крохи в этот момент любой непривычный человек – источник опасности. Так срабатывает инстинкт самосохранения крохи. Это этап развития, и бороться с ним не нужно.

Что делать?

Просто пережить этот период. Относиться с уважением к тому, что ребенок так себя ведет, поддерживать его словами и действиями – быть рядом тогда, когда в комнате много чужих людей и малыш боится.

2. Ребенок стесняется из-за отсутствия опыта

Так часто бывает, если ребенок долгое время рос в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой или няней и парочкой знакомых детей. К примеру, если он жил далеко от игровых площадок. А бывает так, что до детского сада ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали. Если еще и , то проблемы с общением весьма вероятны. Ведь оно может оказаться стрессом. А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт.

Что делать?

Учить ребенка общаться с другими детьми. Искать возможности, когда малыш будет сам решать, в меру своих сил, возникающие конфликты, налаживать отношения. Разумеется, и самим родителям нужно быть примером для ребенка, показывать, как это – дружить, общаться, ходить в гости. Помогите ребенку подобрать игры, которые смогут заинтересовать его потенциальных друзей.

3. Ребенок застенчив в новой обстановке

Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.

Что делать?

Здесь важно давать ребенку столько времени, сколько ему понадобится. Не торопите его и не бросайте одного. Просто будьте рядом и, если нужно, держите за руку. Полезно заранее проговорить с малышом, куда вы пойдете, что там будет происходить – праздник ли это в детском центре, или встреча с друзьями. Пообещайте, что если малышу не понравится, вы сразу же уйдете (и, если так случится, сдержите свое слово). Лишним будет чересчур расхваливать то место, куда вы идете. Разочаровав ребенка однажды, восстановить его доверие будет сложнее.

4. Ребенок стесняется из-за неуверенности в себе

Ребенок считает, что он самый плохой и некрасивый и никто не будет с ним играть, поэтому и не стремится к установлению контактов. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли. Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях. Игнорирование ребенка, когда предпочтение в саду или дома отдается другим детям, приводит к тому, что малыш перестает принимать активное участие в коллективных делах, боится лишний раз ответить, дабы не навлекать на себя гнев родителей и педагога. Все это выглядит как .

Что делать?

Менять свое отношение к ребенку. Для этого сначала надо признать тот факт, что малышом вы разочарованы, что он не такой, как вам хотелось. Затем нужно начать отслеживать, когда вы ребенка или игнорируете, или слишком ругаете, и поступать наоборот: повышать его самооценку, чаще хваля не только за какие-то заслуги, но и просто так, целовать и обнимать. Обращать внимание на те его действия, которые привели к результату (раскрасил рисунок, достроил гараж из конструктора, научился кататься на велосипеде), не забывая хвалить и те усилия, которые ребенок на это потратил.

5. Застенчивость ребенка вызвана особенностями темперамента

Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются реже, чем робкие флегматики и меланхолики. Если ребенок больше экстраверт, то есть как бы обращен к окружающему внешнему миру, то он, скорее, будет активным и коммуникабельным. А если малыш интроверт и больше ориентирован на свой внутренний мир, то шумные компании, долгое общение со сверстниками ему вообще могут быть неинтересны. Ему и так хорошо.

Что делать?

Разобраться, какой темперамент у вашего ребенка, что им движет во время общения (или не общения) с другими людьми, и осознать его особенности. Можно обратиться за помощью к психологу, который объяснит, что в поведении малыша можно скорректировать, а что нет. Научит, как это сделать, и поможет вам справиться с принятием ситуации.

Каким бы ни был ваш ребенок – озорным непоседой или тихим молчуном, он всегда в вас нуждается. И чем ему труднее, тем сильнее вы ему нужны. Будьте рядом!

Звездные родители

Стас Костюшкин, певец, и Богдан (10 лет):

«У нас с Богданом много общего. Он такой же общительный. Еще я в детстве много плакал. Мне достаточно было услышать от мамы: «Все дети как дети, а ты…» У меня сразу слезы. И Боня ранимый. Стоит ему строго сказать: «Богдан, иди сюда», он подходит, и я вижу, что у него губа уже дрожит. Я сразу начинаю его успокаивать, потому что помню себя в возрасте сына и не пытаюсь переломить его ».

Мария Петрова, фигуристка, и Полина (6 лет):

«Поля не застенчива совсем. Она вообще от нас с мужем многое взяла. Правда, когда вредничает, Алексей говорит, что на меня похожа. Она не покладистая, но мне нравится ее характер. Люблю, когда в детях живет чертенок! В Полине он точно есть! Не знаешь порой, чего от нее ожидать. Озорная! Особенно с бабушками, с которыми она сегодня проводит больше времени, чем с нами».

Не надо навешивать ярлыки. Родители не должны лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: »), словно извиняясь за него. Равно как не следует и принижать – намеренно или нет – его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»). Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.