Когда начинать приучать. Приучение к горшку за семь дней. Медицинские проблемы: когда нужно обратиться к врачу

Любая многодетная мама знает, что все дети разные. И со скольки месяцев приучать ребенка к горшку – дело строго индивидуальное. Путь к горшку у каждого свой. Где-то тернистый и витиеватый. Где-то прямой и короткий, как мостик к большому унитазу.

Рассказывает Светлана, многодетная мать из Санкт-Петербурга.

Когда наша няня спросила: «А вы уже высаживаете Илью на горшок?» (а ему на тот момент исполнилось 10 месяцев), я несколько опешила: «А уже надо?» Словом, горшок мы купили по общепринятым меркам поздно. Только к полутора годам. Тогда я не особо задумывалась, в каком возрасте начинать приучать к горшку, просто пустила все на самотек.

Кстати, Илья им практически не пользовался. Сработало другое – желание подражать взрослым.

Однажды сын увидел, как это делает папа. И тут же решил, что тоже будет писать только в унитаз. Поэтому я даже и не задумывалась о том, как мальчика приучить к горшку стоя.

Горшок отправился в утиль за ненужностью, и было куплено детское сиденье для большого унитаза. Илья всегда звал кого-то на помощь, чтобы его подсадили, а потом сняли. А со временем и в этом необходимость отпала.

С рождением двойни вопрос о расходе подгузников стал ребром. Шестидесяти штук едва хватало на неделю. А значит, в месяц почти 100 долларов уходило только на памперсы! Надо было видеть лица наших девочек, когда мы посадили их на горшки. Малышки никак не могли понять, чего от них хотят.

Тогда я стала задумываться, как приучить дочку к горшку. Однажды Полина случайно пописала в горшок, и, чтобы зафиксировать это в ее памяти, мы все дружно захлопали в ладоши, закричали «Ура! Молодец!».

И если Полина подружилась с горшком практически сразу, то у Ульяны отношения с этим предметом не сложились до сих пор. Физиология у двойняшек разная. Полина сразу сообразила, что к чему. Она у нас «терпила», никогда не помочится в штанишки.

Из-за того, что я не знала, как приучить дочку к горшку доходило до того, что мы начинали волноваться и насильно усаживали дочь на горшок. Но она все равно отказывалась и тянула до последнего. А вот Ульяна – абсолютная противоположность сестры.

Она не терпит и не испытывает по этому поводу абсолютно никакого дискомфорта или смущения. Если вовремя не заметить конфуз, то так и будет ходить в мокрых колготках.

Оговорюсь сразу, из «деликатной» темы мы не делаем абсолютно никакой проблемы. Я не реагирую на гордые заявления некоторых родителей, что их ребенок с 10 месяцев ходит на горшок. Ну и что? В чем достижение? Пописать – это не только физиология. Это и психология.

С какого времени приучать к горшку ребенка – это индивидуально. У ребенка может формироваться навык проситься на горшок до 3 лет. Не надо его торопить. В 1-й класс еще никто не пошел в памперсе.

С высоты опыта. Как приучить ребенка ходить на горшок?

Что я могу посоветовать другим мамочкам? Помню, я и сама садилась рядом с дочками на горшок. Только личный пример, только хардкор! Но в то же время если я приговаривала детям «пс-пс-пс», то они просто начинали повторять за мной это «пс-пс-пс».

Вот потому-то мне и пришлось самой снять штаны и присесть рядышком. После этого я даже не задумывалась, как приучить ребенка к горшку в 10 месяцев или год. А как иначе? Потом они всегда просили меня подать пример.

Я объясняла дочкам, что взрослые делают это, сидя на большом унитазе, а маленькие принцессы – на горшочке. И главное – побольше восторгов и радости от проделанной работы. Доченьки до сих пор, вставая с горшка, громко хлопают в ладоши .

И еще. Изучая в интернете информацию на тему: как приучить к горшку в годик или в 8 месяцев, не стоит заниматься такой ерундой, как покупка музыкальных горшков или заманивание ребенка на него с планшетом в руках. Ведь однажды у вас под рукой не окажется ни любимого детского гаджета, ни музыкального горшочка.

Признаки готовности ребенка к горшку по доктору Комаровскому

Доктор Комаровский отлично сформулировал признаки, указывающие на готовность малыша к познанию туалетной науки:

  • Способность более 2 часов сохранять подгузники сухими;
  • Знание или понимание слов «пописать» и «покакать»;
  • Отрицательные эмоции от пребывания в испачканных подгузниках;
  • Желание подражать взрослым;
  • Умение общаться и транслировать родителям понятие «хочу»;
  • Стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, знание частей тела.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

В жизни всех родителей наступает период, когда приходиться знакомить ребёнка с новым другом – горшком. Без помощи крохе не обойтись. Причины на то могут быть самые разные, одним кажется, что их кроха уже готов к этому, другие, напротив, активно пользуются памперсами, но пора отдавать малыша в детский сад. Ну а советы опытных бабушек вовсе ставят в тупик. Сейчас кажется нелепым и забавным, что раньше пытались учить детей с 3―4 месяцев, да ещё и над раковиной. Необходимо выяснить, а когда наступает «самое время»?

Время для знакомства с горшком

Многие родственники, более старшего поколения, учат тому, что ребёнок должен освоить горшок к году. Но правильно ли это? Все специалисты утверждают, что дети до года идут на свой туалет рефлекторно, но неосознанно. Чаще всего, это сопровождается промахами прямо «в штаны». Все наши просьбы и озвучивания: «пи-пи и ка-ка» просто напрасны. Ни дня без полных трусов. Нет, кроха, конечно, реагирует на них, но не более того. До полутора лет все опорожнения не поддаются контролю.

Идеальный период 18 ― 24 месяцев. Это время, когда малыш ходит, начинает разговаривать и выполняет ваши просьбы принести ту или иную игрушку. Получается, с ним можно разговаривать серьёзно, объясняя, что к чему. И эти просьбы будут услышаны.

Раньше было всё по-другому. Декретный отпуск был год, максимум полтора. К этому времени необходимо было выполнить бизнес-план: научить дитя снимать трусики и писать по назначению. Да и памперсов тогда не было. А сейчас, к двум годам карапуз начинает испытывать дискомфорт, написав в трусики, и всячески это демонстрирует. Поэтому если соблюдаются условия, описанные ниже, тогда время пришло.

  • Ребёнок активно выполняет ваши просьбы.
  • Уже разговаривает или пытается это делать.
  • Снимает сам трусики.
  • Капризничает, если уписался или обкакался.

Как видите, такие действия свойственны малышу, ближе к двум годам. Может, тогда не стоит тратить свои силы и нервы маленького непоседы?

Выбор горшка

Итак, период настал. Первое, что необходимо сделать, купить правильную модель детского горшка. Ведь от этого зависит многое, он должен понравиться вашему непоседе, не напугать его. Детишки любят всё яркое и интересное. Выбирайте именно такую модель. А от музыкальных и пищащих лучше отказаться. Не переплачивайте за ненужные функции, они не смогут ускорить процесс, а, наоборот, затормозят его. А если кроха где-нибудь услышит такую же музыкальную композицию, он просто начнёт писать. Да, детям такое изделие будет по душе. Но туалет должен быть туалетом, а не местом для игр. Малыш забудет для чего он сел: играть или писать.

Отказаться придётся и от железных моделей. Место для сидения должно быть комфортным и тёплым. Отдайте предпочтение пластику. Причём комфорт кроется не только в тепле, но и в удобстве, когда малыш на нём сидит. Поэтому площадь для сидения должна быть достаточно широкой.

Помните про анатомию. Обращайте внимание и на форму. Для девочек выбирайте округлые модели, а для мальчиков чуть вытянутые вперёд.

Что касается размеров, тут всё просто. До двух лет оптимальными считаются параметры диаметра и высоты 12 см, а если чаду пошёл третий год, эти значения увеличиваются до 15 см.

Вообще, подготовку к приучению начните за неделю до планируемой даты. Когда принесёте покупку домой, дайте оценить её своему непоседе. Пусть потрогает, переставит с места на место. И в течение нескольких дней рассказывайте малышу, что это за предмет и какие плюсы он несёт. Ведь самые положительный момент, это сухие штаны.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня

Родителям, которые стали рано показывать крохе специально отведённое место для туалета, могут не поверить, но методика быстрого обучения действительно существует. А, самое важное, она работает. Вот только обучать ей нужно, когда карапуз к этому готов. И важен моральный настрой родителя. Не нужно делать это в дурном расположении духа.

Обучить малютку ходить в туалет в специальное место, стоит больших усилий. Ни в коем случае не ругайте его за промахи. Этим вы только усугубите ситуацию. А вот за правильные действия (сходил по назначению) щедро хвалите.

Но как быстро приучить ребёнка к горшку? Заинтересуйте непоседу. Приобретите несколько красивых трусиков с героями знакомых мультфильмов. Выбрав методику сроком в 3 дня нужно правильно распределить план действий.

День первый ― отучаем от памперса. Пожалуй, нет детей, которые на сегодняшний день не носят памперсов. Снимать их начинаем постепенно. Сначала перестаём одевать днём, сюда относятся время сна, бодрствования и коротких уличных прогулок. На ночь пока лучше оставить. Ведь это стресс для карапуза. Кроме этого, бросаем все свои дела ― полностью. И ходим за чадом по следам. А когда начинается процесс мочеиспускания или кроха начнёт тужиться, подставляем сразу ему горшок. Никакого телевизора, только игры. Воспользуйтесь моментом, сажайте на горшок кукол, снимайте им трусики и хвалите, будто они туда пописали. Попросите малыша поучить игрушки правильно ходить в туалет.

Покажите маленькому исследователю, как выливаете содержимое горшка в унитаз и смываете, по возможности дайте и ему попробовать. Объясните, что когда он снова сделает «пи-пи» куда нужно, вы снова придёте сюда играть.

День второй ― гуляем без подгузника на улице. Это первый выход чада без «страховки» вне дома. Не организовывайте длительных прогулок, вдали от жилья. Обязательно возьмите сменную одежду.

Столь важное мероприятие ― обучение крохи ходить в туалет, лучше организовать летом. Если чадо описается, ничего страшного не случится, просто поменяете трусики. Да и дома так проще, минимум одежды упростят вам задачу.

День третий проходит в том же духе. Но усложните процедуру, просите малыша писать перед выходом на прогулку или перед сном. Чем ещё упрощается процесс в возрасте 2 года ― перерыв, между походами пописать, увеличивается до двух часов. Конечно, он будет зависеть от количества выпитой жидкости.

Если вы отдадитесь этой задаче полностью, результат обязательно порадует. Поддерживайте своего карапуза, поймите, что трудно не только вам, для него это колоссальный стресс. Хвалите его за правильность, и даже гримасой на лице не показывайте своего недовольства по поводу промахов.

Приучение к горшку за один день

Как видите, если грамотно всё организовать, можно объяснить крохе всю суть и прелесть походов на горшок. Но существует несколько методик, одна из которых гласит, что достаточно и одного дня. Конечно, подготовить фундамент стоит заранее:

  • Покупаем правильный горшок.
  • Знакомим с ним карапуза.
  • На протяжении 5 ― 7 дней подробно объясняем суть.
  • Организовываем игры на примере кукол.

В назначенный день откладываем все свои дела. Если есть тот, кто может вам помочь, замечательно, обратитесь с просьбой. С утра плотно кормим чадо, потому что в течение дня предстоит хорошее сладкое лакомство в качестве награды за правильные действия. Конечно, снимаем подгузник на целый день и ходим по пятам за маленьким сорванцом. Как только он начинает писать, сразу подставляем горшок. При успешном попадании щедро благодарим и хвалим карапуза. Вот для этого лакомства и пригодятся. За день предстоит не менее 10-ти походов. Обязательно ставим в пример куклу и везде носим её за собой. Для игрушки тоже не скупитесь на похвалу, а у ребёнка интересуйтесь каждые 15 ― 20 минут, не хочет ли он в туалет. Рассказывайте крохе истории о подгузниках, закрепляя примерами на игрушках.

Способ основан на чётком наблюдении за малышом и поощрении его сладостями и солёными вкусностями. Вообще, всё то, что в обычные дни для него запрещено или бывает крайне редко. Крайне напряженно, но такие манипуляции принесут плоды. Малыш быстрее поймёт, что к чему. Лучше выложиться сразу на 100%, чем делать это день изо дня, когда ребёнок прудит в штаны. Ведь большинство родителей пытаются приучить кроху к горшку бессистемно. Часто, раньше времени.

Данная тема волнует многих мам и пап, не все детки спокойно переходят от подгузников к горшку. В самом начале, хочу отметить, что данный процесс перехода весьма трудоемкий и долгий. Это не однодневное дело.

Также не существует строгих периодов, возрастов, когда малыш должен сесть на горшок. Все дело в личном темпе взросления. Усреднено девочки и мальчики переходят на горшок в полтора годика. Как же правильно приучить ребеночка к горшку?

Есть часть мам и пап, которые приучают свое чадо к горшку в девять – десять месяцев (тогда, когда малыш уже научился сидеть). Если приучение к горшку терпит неудачи, и малыш все еще предпочитает памперсы, стоит сделать паузу.

Есть предположения, что навязчивое «тренировка» в данном возрасте (которое без результатов) обернется «боязнью» горшка или расстройствами работы кишечника.

В период первого годика в питание ребеночка вводятся каши, малыш может ходить в туалет «побольшому» примерно два – три раза в сутки. Если мама – папа замечают, что малыш хочет покакать, как вариант, его можно посадить на горшочек, в целях экономии памперсов. Обратите внимание, это еще не приучение.

Стабильный навык появляется около в девять месяцев – один год. Если вы увидели, что ребеночек тужится, то вы получили своеобразный сигнал, что ваш малыш готов к горшку.

Важно знать! Более десяти минут не стоит задерживать малыша на горшке. Особенно важно не давать ребенку при этом какие-либо игрушки.

Ребенок подумает, что горшочек это место для игр. Не стоит при ответственном моменте читать книги или вещать истории вашему чаду. Конечно, не стойте «над душой». Иначе вы превратите горшок в способ приковать ваше внимание. Пройдет некоторое время, и ребеночек сам все поймет, зачем его посадили на горшок и что там делать!

Многие помнят горшки из металла, они были холодные. В наше время супермаркеты в излишестве имеют выбор горшков. Разные цвета, в форме лошадки или динозавра. Обратите внимание, что горшок в первую очередь должен быть комфортным и тепленьким. Не стоит покупать горшок с разными переборами. Но на нем могут быть ручки, как удобство ребеночку.

Чего не стоит делать?

Некоторые мамы и папы хотят сразу же приучить малыша к унитазу. Покупают небольшое сидение и приучают малыша ходить на взрослый туалет. Данный процесс неверен даже со стороны физиологии. Для того, чтобы опорожнить кишечник важно упираться ногами (пятки) о пол. Именно поэтому унитаз не подходит.

Также многие родители. Чтобы помочь малышу имитируют туалетные звуки. Определенно в этом есть плюс, таким образом, малыш может понять, зачем нужен горшок! Самое главное не перестарайтесь! А то малыш будет просто наблюдать за вашим представлением, вместо того, чтобы делать свои важные дела!

К четырем – пяти годам малыш сможет достаточно хорошо контролировать свои походы в туалет. А до этого возраста может случиться так, что ребенок сходит в штаны. Не надо его критиковать! Лучше похвалите его, когда он сделает все правильно. И хвалите каждый раз. Не перехвалите, это точно. Потому что ваша похвала и неприятные ощущения мокрых штанов будут стимулом для приучения к горшочку!

Важно помнить! И мама, и папа должны вдвоем заниматься данной темой. Стратегически вы, дорогие родители, должны вести себя одинаково. И не стоит забывать про бабушек – дедушек, иначе ваши старания могут не оправдаться.

Еще раз о готовности вашего малыша. Большая часть деток готова к горшку уже в полтора – два года. В таком возрасте ребенок уже в силах вытерпеть минутку, пока доберется до горшочка. Но, дорогие мамы и папы, помните у каждого ребенка свой личный темп взросления.

Давайте рассмотрим такие сигналы , с помощью которых вы увидите, что ваше чадо созрело приобрести туалетные способности:

  • Ребеночек начинает вам подражать.
  • Малыш наводит в вещах порядок (хотя бы пытается).
  • Говорит «нет», показывая этим, что он независим.
  • С уверенностью ходит, присаживается, нагибается.
  • Малыш, почувствовав нужду, может сообщить вам об этом.
  • Самостоятельно может надеть и снять с себя штаны.
  • Около двух часов в день прибывает в сухом состоянии. Или встает сухим после сна днем.
  • Терпеть не может мокрых и грязных памперсов, может начать просить их снять.

Осознает обращения, направленные на него, в силах выразить простые желания, начинает произносить простые слова.

Восемь этапов на пути к горшку!

  1. Покупаем горшок. Во-первых, горшок должен быть комфортный и надежный. Во-вторых, горшочек должен привлекать внимание вашего ребенка. Кстати, ребенку достаточно одного раза упасть с горшочка, и он больше не будет хотеть сидеть на нем, не то что бы какать и писать туда. Потрогать, рассмотреть, посидеть следует ребенку на своем новом «стульчике». Поясните, что горшок только для него.
  2. Ставим горшочек в поле зрения малыша. Прекрасно подойдем помещение, где ребенок любит поиграть.
  3. Если у ребенка присутствует настороженность. Пусть попривыкает. Не стоит его торопить.
  4. Для начальной «тренировки» подойдет следующая схема. Единожды в день садите ребенка на горшок, при этом он должен быть надетым. Когда ребенок привыкнет сидеть в штанишках, начинайте сажать его туда без памперсов. Самое главное! Ваши действия не должны быть носильными. Не принуждайте. Всему свое время.
  5. Когда вы дошли до такого этапа, что малыш спокойно сидит на горшке, можно предпринять следующие действия. В след за тем как ребеночек «сходил в туалет» в памперс, посадите его на горшок, а грязный памперс положите в горшочек.
  6. Пришло время ждать! На данном этапе следует высаживать малютку на горшочек по пару раз за день. С утра, немного позднее как вы встали, после того, как поели, перед выходом на прогулку и по приходу. Сразу же после того, как вы поймали момент, и малыш сходил на горшок, похвалите!
  7. Будет неплохо, если вы позволите маленькому погулять по квартире без памперса! И если малыш сам попросится или в туалет, похвала должна быть ему обеспечена!
  8. Не стоит садить маленького в ночные часы на горшок, пока он сам не выучится использовать его днем!

Приведу небольшое, но достаточно интересное исследование. В качестве испытуемых были взяты детки из двух групп. Одни на протяжении всего исследования «носили» тканевые пеленки, а вторые - одноразовые памперсы. По итогу исследования и те, и те детки, единовременно начали ходить на горшок – в двадцать семь месяцев. К чему это все?

Памперсы вероятнее всего не действую на успешность или неуспех привыкания к горшку. Основная задача ложится не на памперсы, а на родителей!

Памперсы развивают у ребеночка чувство уверенности, именно по этой причине следует отучаться от них потихоньку.

Когда не время «тренироваться» с горшком!

  • В недалеком прошлом маленький болел.
  • Вы незадолго до поменяли квартиру (планируете).
  • Мамочка беременна или недавно родился братик – сестричка.
  • В семье есть серьезно больной, или произошла потеря.
  • Мама с папой разводятся.

Успешного вам взросления!

Понравилась статья? Если да, то мы очень рады! Обязательно прочитайте статью о том, как приучить ребёнка к горшку от детского психолога Надежды Плотниковой.

Подбор статей на тему «Когда стоит начинать приучать ребенка к горшку »

Доктор Комаровский.

Статья «Дорога к горшку»

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.


Успешность переучивания определяется тремя факторами:


- Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

- Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

- Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.


Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание . Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...

Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек -частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.


Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.


Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.


К таким признакам относятся:

- установление более или менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.


5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.


***

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко «поймает» этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время ПРИУЧАТЬ ребенка к ГОРШКУ. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. НО НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.


***

Единого правила тут нет. Все зависит от скорости развития малыша. Как правило, сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию ребенок умеет уже к полутора годам, а к двум начинает контролировать процесс освобождения организма от отходов жизнедеятельности. Вот тогда-то и имеет смысл приучать его к горшку. Купите пластиковую яркую модель, можно в виде животного, растения, и поставьте ее в комнате на видном месте. Пусть ребенок привыкнет к новому объекту реальности.

Через неделю раз в день высаживайте ребенка на горшок в одежде. Если он ведет себя спокойно, явно не испытывает неудобств, сажайте его на горшок сразу после того, как он сходит в подгузник. Подгузник же кладите в горшок. Тем самым вы наглядно продемонстрируете его предназначение.

Осознанная потребность использования горшка сформируется у ребенка только к трем годам. До этого времени запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте малыша за то, что он намочил штаны.

Процесс обучения ребенка начинается с самых первых дней жизни малыша. И состоит он не только из различных педагогических методик, но в большей части из обычного жизненного опыта - познания мира методом проб и ошибок. То есть ребенок учится всему тому, что видит вокруг себя. Однако наступает время, когда малыша приходится приучать к особой деятельности, которая касается исключительно его. Именно на такой теме хочется сейчас и остановиться. Как (Комаровский и его методика), что нужно делать, а от каких действий лучше всего отказаться, дабы не травмировать психику своей крохи - об этом далее и пойдет речь.

О готовности малыша к горшку

Пока малыш еще очень маленький, он воспринимает горшок как игрушку. Это для него всего лишь предмет интерьера. Кроха еще не понимает всей его значимости и необходимости. Поэтому не стоит ругать своего ребенка, если он начинает с горшком играть. К слову, очень важно не пропустить этот момент, ведь это отличный повод начать приучать малыша к этому неведомому ему доселе предмету. Можно пробовать высаживать на него игрушки, стараться присаживать самого малыша. Но вот если кроха упирается и сильно плачет, пока нужно на время оставить эту затею. Скорее всего, ребеночек еще просто не готов.

Тут стоит сказать о том, что если мамы начинают высаживать своего малыша на горшок в возрасте 8-9 месяцев, и кроха делает все, что полагается, можно говорить только лишь о грамотно выработанном рефлексе. Малыш будет писать в горшок совершенно неосознанно. Этого можно достичь в основном методом тренировок (чаще всего, если используется наказание). О контролируемом мочеиспускании в таком юном возрасте речи быть не может. А все потому, что нервная система ребенка еще совершенно к этому не готова.

Конкретнее о цифрах

В возрасте до одного года горшок для ребенка еще не является осознанным предметом туалета. Как это уже было сказано выше, он воспринимается малышом, скорее, как игрушка или предмет интерьера. До первого года жизни кроху можно, конечно же, с ним знакомить, но это практически ни на что не повлияет и лишь удлинит время обучения. Сознательность, понятие и, главное, первые признаки самоконтроля к малышу приходят примерно в возрасте 18 месяцев. У кого-то это может случиться на несколько месяцев раньше, но в основном - позже. Нужно понимать, что все цифры условны. И надо просто знать своего кроху, чтобы понимать, готов ли ребенок к высаживанию на горшок.

О дневных и ночных высаживаниях

Разбираясь, как приучать ребенка к горшку, Комаровский говорит еще и о том, что нужно учитывать время суток. Если в полтора года малыш может начинать контролировать позывы своего тела в дневное время, то с ночным периодом дела обстоят не так и просто. Ночью детки могут писаться даже до 4-летнего возраста. И в этом нет ничего страшного. Ведь ночного контроля у детей - примерно 3-3,5 года. Родители об этом не должны забывать.

О показателях готовности ребенка

Часто мамы и папы задаются вопросом о том, как приучить ребенка к горшку в год? Можно ли обучить кроху таким навыкам? Педиатры утверждают, что есть определенные показатели, которые расскажут о том, что малыш полностью готов к высаживанию:

  • Горшок для ребенка не страшен, малыш его не боится и иногда даже пытается сам присесть на него, пусть даже и не спуская штанишки.
  • Один из признаков готовности малыша - его умение самостоятельно ходить и садиться.
  • Следующий показатель - ребенок может рассказать родителям о своих желаниях, потребностях организма.
  • Кроха понимает, когда взрослые к нему обращаются с различными просьбами.
  • Один из признаков - ребенок понимает команды родителей.
  • Если ребенок понимает похвалу и поощрения со стороны взрослых, он также частично готов к высаживанию на горшок.
  • Комаровский утверждает, что если малыш показывает свое недовольство полным подгузником или мокрыми штанишками, он также готов к приучению.

Если же все эти показатели или хотя бы большая часть из них присутствуют, специалисты уверены, что можно начинать процесс приучения крохи к своему горшочку.

Время, когда начинать приучение не стоит

Бывает иногда так, что ребенок боится горшка, ему на нем некомфортно находиться. Это свидетельствует о том, что пока еще не пришло время для первых приучений к данному предмету туалета. Однако тут нужно строго разграничивать манипулятивное поведение ребенка и действительно страх или дискомфорт. Иные показатели, которые свидетельствуют о том, что с первыми высаживаниями нужно повременить:

  1. Во время нервного напряжения малыша или его болезни не стоит начинать процессы приучения.
  2. Время перемен - не лучший час для приучения к горшку. Если семья переезжает, вот-вот ждет пополнения и т. д., это и так стресс для крохи. А обучение в этот период и вовсе окажется неэффективным.
  3. И последний пункт - отсутствие вышеперечисленных навыков, которые свидетельствуют о готовности малыша к высаживанию на горшок.

О выборе горшка

С чего должен начинаться процесс приучения? Конечно же, с правильного выбора самого горшка! Каким он должен быть? Производители сегодня предлагают огромнейший выбор. Это может быть музыкальный горшок для детей, в виде лошадки или машинки, со спинкой и без. Доктор Комаровский же советует выбирать самый простой. В таком случае кроха не будет воспринимать горшок как игрушку. А музыкальный горшок и вовсе рискует выработать рефлекс испражняться под музыку, что в результате окажется большой проблемой. Правила выбора этого предмета туалета:

  1. Как уже было выше сказано, горшок должен быть самым простым. Единственное - можно выбрать тот цвет, который наиболее нравится ребенку.
  2. Наличие спинки не помешает. Малышу должно быть удобно сидеть на своем «троне».
  3. Нужно помнить о том, что ножки крохи должны находиться под прямым углом (или же коленки могут быть немного приподняты). Это очень важно, ведь в противном случае кроха рискует заработать геморрой или же трещины прямой кишки, постоянно давя ножками на диафрагму.
  4. Горшок также должен быть максимально устойчивым. Малыш может вертеться, сидя на нем, и если он несколько раз упадет, то может и вовсе отказаться на него садиться.

Этапы приучения к горшку: ознакомление

Итак, как Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них - ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, горшок куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно.

Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

Сознательные походы

Разбираемся далее, как приучать ребенка к горшку. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней.

Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то - целых полгода.

О дрессуре и быстрому обучению

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся на горшок. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить - решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у малыша желание ходить на горшок

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители:

  1. Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать.
  2. Категорически запрещается удерживать малыша на горшке насильно.
  3. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно.

Если же родители сделали хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание высаживаться на горшок. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

О подгузниках и горшке

Сколько стоит горшок для детей? Цена его зависит от многих факторов. Самый дешевый из них стоит около 100 рублей, а верхних границ стоимости не уществует. Но, купив этот предмет туалета, нужно помнить о том, что резко отказываться от подгузников не стоит. Тем более что педиатры утверждают, что ношение их никак не влияет на процесс приучения к горшку. На первое время подгузники понадобятся для ночного и дневного сна. Также трудно без них будет обойтись на прогулке. Но постепенно все же придется от подгузников отказываться, но только лишь не в ущерб ребенку.

В качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что будет ли у ребенка горшок со спинкой, в виде лошадки или музыкальный, весь процесс обучения зависит только лишь от родителей. Нужно помнить, что важно запастись терпением и спокойствием. Также надо быть последовательным в своих решениях. То есть, решив научить своего малыша, нужно делать это регулярно, не устраивая себе или крохе каникулы на день или даже неделю. И самое главное, весь процесс у ребенка должен быть сопряжен с хорошим настроением. Только в таком случае результат не заставит себя ждать, а сам процесс обучения пройдет без слез ребенка.