Как помочь ребенку побороть застенчивость? Застенчивый ребенок

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [Веденичева А.В., с.118-119].

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.



Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [Шишова Т.Л., с.194]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [Веденичева А.В., с.122-123].

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная [Алексеева А.В., с.58].

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление [Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., с.161-162].

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера [Фромм А., с.127].

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне [Гаспарова Г.А., с.74-75].

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.) [Алексеева А.В., с.58]

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна [Веденичева А.В., с.120-121].

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.

Стеснительность — это, как правило, один из механизмов защиты. Многие часто замечали, как смешно малыши теряются в детском саду на утреннике, когда читают стихотворение или прячутся за мамину юбку, когда с ними пытаются заговорить чужие люди. Стеснительные детки мало говорят, мало что делают, прячутся в какое-нибудь укромное местечко, стараясь стать как можно незаметнее для посторонних глаз. С родителями, бабушками и дедушками, и с теми кого хорошо знают, такие дети легко идут на контакт, ведут себя совершенно нормально. Но стоит им оказаться в незнакомом месте, среди чужих людей, они робеют и теряются. Как побороть стеснительность у ребенка ?

Стесняются по наследству

Психологи не утверждают со стопроцентной уверенностью, существует ил ген стеснительности. Однако, у застенчивых родителей вырастает такое же потомство. Не известно, на генетическом ли уровне передается эта черта характера или дети усваивают стиль поведения родителей в процессе жизни, но факт остается фактом. Робкое поведение одного или обоих родителей воспринимается ребенком, как норма и не подлежит оспариванию.

Не путайте скромность и стеснительность

Если ребенок демонстрирует робость, его родители относятся к ней по-разному. Одни укоряют чадо за его характер. Другие не видят в этом ничего плохого и даже поощряют застенчивость, ошибочно принимая ее за скромность.

Скромность и стеснительность – это разные вещи. Человек может быть скромен, спокоен, но при этом тверд и уверен в себе. А за стеснительностью кроется заниженная самооценка и нелюбовь к самому себе.

Найти причины и помочь

Основной причиной стеснительности специалисты считают заниженную самооценку ребенка, которая чаще всего формируется именно в семье. Многие взрослые, чтобы не избаловать свое чадо, создают вокруг него атмосферу запретов и сплошного «нельзя».

Случается такое, что родители не хвалят своего ребенка, часто одергивают его, велят замолчать. Родители делают это походя, через пару минут забывая о сказанном, но в детской душе эта заноза может остаться всю жизнь. Такие дети боятся просить, зная, что им откажут, боятся заговорить первыми, ведь им непременно велят замолчать, первыми не идут на контакт со сверстниками из страха, что их оттолкнут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок болезненно стеснителен, посмотрите на ваши с ним отношения со стороны. Не слишком ли вы строги к нему? Не слишком ли много запрещаете? Или говорите ему, что он в чем-то хуже остальных? А может вы вырастили «домашний цветочек» и не стоит так рьяно отгораживать его от внешнего мира?

Попробуйте вспомнить себя в детстве. Скорее всего, вы и сами по любому поводу также робели и прятались за маму, а повзрослев, никогда не открывали и не выражали себя, боясь быть отвергнутыми. Если бы тогда вас научили преодолеть робость и полюбить себя, кто может сказать, какой позитивной сложилась бы ваша жизнь?

Если ребенок не уверен в себе, недоволен своей внешностью, результатами собственного труда или заранее уверен, что у него что-то не получится, помогите ему ощутить свою значимость. У каждого ребенка есть множество превосходных черт, которых нет ни у кого другого, и ваша задача помочь ему найти в себе эти черты и поверить в свои силы.

Учите ребенка общаться, но помните, что стеснительные товарищи — существа невероятно ранимые, поэтому никогда не упрекайте его в застенчивости. Помогайте ребенку проявить коммуникабельность.

Например, поручите ему купить самостоятельно что-нибудь в магазине или заплатить за проезд во автобусе, если вы гуляете во дворе, где много ребятишек, помогите ему познакомиться с кем-нибудь. Таким образом, дети могут быть задействованы в любой житейской ситуации, где будут присутствовать посторонние люди. Никогда не бросайте стеснительного ребенка одного в сложной для него ситуации.

Убеждайте его, что он хороший и умный, ну или, как минимум, ни чем не хуже остальных, почаще поощряйте и хвалите своего малыша. В начале он будет внутренне сжиматься и оглядываться на вас, но как говориться, терпение и труд дадут свои результаты.

Категории

Будучи мамой застенчивого от природы старшего сына, я за последние пару лет “перелопатила” десятки книг и статей, в которых, так или иначе, затронуты вопросы детской застенчивости .
В результате я стала обладателем приличного списка причин стеснительности у детей и советов по борьбе с нею.
Для начала, давайте попробуем ответить для себя на вопрос, что же делать с нашими застенчивыми детьми, “принять такими, какие они есть, или бороться и перевоспитывать”.


Субботним утром мы погладили белую рубашку и вельветовые брючки. Мой четырехлетний сын сам вычистил кремом обувь и упаковал подарки. Нам предстоял поход на день рождения к восьмилетним двойняшкам, дочкам моей подруги. Сын с удовольствием расспрашивал меня, будет ли с детками играть аниматор, сколько свечек будет на торте у девчонок, 8 или 16, и так далее.) Но, придя на праздник, он неожиданно стушевался. Спрятался за моей спиной, схватил меня за руку и не отходил ни на шаг. Уже много после я поняла, что мой четырехлетка испугался восьмилетних гостей, “девочку-аниматора” в костюме индейца, вместо ожидаемого “мальчика-аниматора”, которого он дважды видел на других праздниках. Сбитый с толку малыш отказался наносить аквагрим, играть в игры. И ушел грустить в коридор, трагически вздыхая. Возможно, роль сыграла моя хроническая усталость и недосып. Но я разозлилась, мне стало стыдно за сына перед другими гостями. Я попыталась на него надавить и пристыдить.. Через три минуты моего “страшного шепота” я получила ребенка с глазами полными слез и услышала фразу: – Мама, ты что не понимаешь, КАК я стесняюсь??
И тут я одумалась. Сын с радостью отправился со мной в комнату для чаепитий, где поиграл с 8-месячным малышом подруги, выпил чаю и как следует поел, вел себя среди взрослых вежливо и свободно. А потом, увидев, что всем раздают шарики, сам ринулся в зал, и попросил сделать ему волшебный меч или собачку.)

Ночью, уложив детей, я пила чай и читала книгу Эды Ле Шан , совершенно случайно попавшуюся мне именно сейчас на жизненном пути. И с каждой прочитанной страницей я понимала, что “случайности не случайны”.
Итак, я приглашаю вас вспомнить свое детство и по-новому взглянуть на свою детскую робость, а также понять и простить застенчивость наших собственных детей, цинизм и шутовство некоторых наших знакомых, кажущуюся грубость подростков и даже отказ “поиграть на скрипке/рассказать стихотворение” со стороны какого-нибудь знакомого ребенка.

Недостатки застенчивости очевидны для многих.
По мнению психологов, болезненная застенчивость мешает ребенку находить друзей и тренироваться в общении с другими людьми. У застенчивого ребенка часто формируется крайне низкая самооценка , которая мешает ему успешно учиться, заниматься творчеством и самовыражением. Поэтому большинство современных психологов и психотерапевтов спешат предложить родителям и их застенчивым малышам платные консультации и немедленную помощь.

Есть мнение, что застенчивость может беспокоить нас тем, что порой принимает болезненную форму предвзятого отношения к себе . Когда человек чувствует себя несчастным: толстым, неуклюжим, уродливым или косноязычным.
Такой человек нуждается в обществе, но при этом не вступает во взаимоотношения ни со сверстниками, ни со взрослыми. В этом случае застенчивость не черта характера, а искаженное самовосприятие . Особенно часто такое восприятие свойственно для подростков в переходный период развития.

Другой случай, когда застенчивость может нас тревожить – если она используется для маскировки агрессии или враждебности по отношению к другим.
Порой, ребенок так боится своих истинных чувств, что использует застенчивость как защиту. Такого ребенка нужно аккуратно научить выражению чувств. “Если ты дашь понять однокласснице, что сердишься, ты ее не обидишь”. Постепенно ребенок научится выражать свой гнев словами, не причиняя никому реального вреда. И тогда он перестанет прятаться под маской застенчивости.

Застенчивость как уход от реальности.
Человек в этом случае грезит о своих успехах и победах, но глубоко убежден, что ничего не добьется. Поэтому даже не делает попыток что-либо предпринять в реальности.
Когда застенчивость означает уход от того, чтобы реализовать лучшее в себе, она становится недостатком.

Застенчивость как следствие “навязанной роли”.
Такая застенчивость возникает, когда ребенка просят играть роль, которая ему не подходит . Например, ребенок, который наслаждается, обучаясь игре на гитаре, вдруг становится застенчивым, когда родители просят его продемонстрировать свое искусство на публике. Его удовольствие от любимого занятия испорчено невыполнимым требованием. Просто не все дети могут и хотят быть артистами. И это нормальная особенность личности . Не нужно настаивать. Возможно, позже, ощутив большую уверенность в своих силах, ребенок сам согласится на выступление.

И наконец, застенчивость часто бывает замаскирована чрезмерной общительностью , цинизмом и шутовством. Такой человек пытается всегда быть в центре внимания, убеждая себя в том, что он совсем не страдает от скромности. Этот тип поведения также свойствен подросткам. Так что, возможно, у вашего ребенка это возрастной этап.

А теперь замолвим слово в защиту застенчивости!

Почему мы должны рассматривать застенчивость как недостаток, стремясь избавить от нее наших детей и преодолеть ее в себе?
Застенчивые люди зачастую оказываются самыми теплыми и отзывчивыми слушателями , обладающими способностью вызвать человека на откровенность.
Застенчивые люди владеют особым даром общения , который иногда более эффективен, чем слова.
Да, некоторые дети рождаются застенчивыми. Но станет это достоинством или недостатком, зависит от нашего отношения. Если родители не стыдят малыша за застенчивость и не пытаются изменить его насильственным образом, он вырастает с положительным отношением к себе.
Почему бы не сказать ребенку несколько ободряющих фраз в трудной ситуации общения с незнакомой компанией? Можно дать ему какое-то задание, например, разносить бутерброды/помочь с посудой. Тогда он будет слишком занят, чтобы чувствовать себя неловко.
Услышав всего одну ободряющую фразу , сказанную в ее адрес, ваша маленькая дочь будет очень горда и постарается оправдать ваше доверие. Просто скажите ее отцу или бабушке: – Да, у меня растет застенчивая дочка, и я очень этому рада: замечательно быть такой нежной и чуткой.

Если же детская стеснительность воспринимается как недостаток , и родители выражают свое беспокойство в присутствии ребенка, она может приобрести искаженные болезненные формы . Такая застенчивость, усиленная вашей негативной реакцией, станет непреодолимой преградой на жизненном пути ребенка. Именно это неверие в его силы со стороны родителей и собственная неуверенность в себе и становятся причиной огромного расстройства. А вовсе не сама застенчивость!

Что же делать, если ваш приветливый и жизнерадостный ребенок вдруг стал застенчивым и стеснительным? В этом случае, скорее всего, ребенок проходит неизбежный этап возрастной застенчивости. Ему нужно сформировать свой собственный взгляд на мир, свой способ общения с людьми. Возрастная застенчивость это свидетельство растущего осознания себя в жизни, а не надвигающаяся патология.

Стеснительность – это необходимое, достойное уважения и потенциально положительное человеческое качество .
Если признать скромность вашим естественным образом чувств и действий, то она станет источником радости .
Скромный человек делает взвешенный выбор в дружбе, работе и любви. Находя несколько самых близких друзей, совершая научные открытия в маленькой лаборатории, и влюбляется в другую добрую душу, которая оценит его по достоинству.

И пусть ребенок, обладающий врожденной застенчивостью, спокойно и радостно находит свое место в мире . А задача родителей помочь своему малышу жить полнокровной и интересной жизнью. Учить его выражению сочувствия и заботы о том, чтобы не обидеть других. Все это и есть истинные, лучшие проявления застенчивости.

Итак, читая, анализируя, и просто научившись быть спокойной, я получила мужество, чтобы открывать в своем застенчивом сынишке его лучшие качества : нежность, деликатность, глубокий и пытливый ум, и трогательное доверие. Пусть меня и дальше согревает тепло этой детской ладошки, столько, сколько ему нужно, пока однажды он сам не сделает от меня шаг вперед.

Симптомы застенчивости у детей разного возраста. Главные причины возникновения и современные способы решения данной проблемы. Роль родителей в развитии и лечении синдрома. Советы ребенку по избавлению от застенчивости.

Содержание статьи:

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей


Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

  • Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
  • Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
  • Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
  • Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
  • Соматическая патология . Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
  • Неправильное воспитание . Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка


Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.

Как бороться с застенчивостью у ребенка

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость - это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.


Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

  • Не ругать . Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.
  • Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.
  • Уметь слушать . Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.
  • Поддерживать . Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.
  • Стать примером . Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.
  • Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.


И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

  1. Быть уверенным . Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.
  2. Улыбаться . Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.
  3. Смотреть в глаза . Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.
  4. Активно вести диалог . Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.
  5. Посещать разные мероприятия . Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.
  6. Поиск хобби . Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.
  7. Бороться со страхами . Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.
  8. Принять застенчивость . Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.
  9. Воспользоваться помощью . Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.
  10. Заняться спортом . В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
Как преодолеть застенчивость у детей - смотрите на видео:


Застенчивость у ребенка - это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми - самый главный и полезный совет в данном случае.