Рекомендации психолога как повысить самооценку дошкольнику. Как поднять самооценку вашего ребенка: мнение психолога. Симптомы «Комплекса неполноценности»

Вам не нравится, как ведет себя ребенок, или боитесь увидеть неуверенность и несостоятельность малыша в будущем? Тогда стоит знать, какая самооценка у вашего чада и как ее повысить.

Полноценную личность, которая умеет принимать решения, учитывает мнения других людей, нормально относится к неудачам и старается перешагнуть преграды, стоит воспитывать с раннего возраста.

Именно от уверенности в себе и своих силах зависит то, как человек будет идти по жизни. Как же сформировать нормальную самооценку?

Уровни уверенности в себе

Если у ребенка завышена самооценка, ее можно распознать:

  • в уверенности в собственной правоте;
  • в желании управлять остальными детьми, указывая на слабость каждого, но при этом не замечая собственных недостатков;
  • в попытках обратить на себя внимание;
  • в агрессии.

Дети с высоким самомнением унижают других, относятся свысока, нетерпеливы при общении, могут перебивать собеседника. Часто используемые слова – «Я лучший».

При заниженной самооценке ребенку свойственны такие особенности поведения и черты характера:

  • тревожность;
  • неуверенность в себе;
  • страх быть обманутым, обиженным, недооцененным;
  • недоверчивость;
  • стремление к уединению;
  • обидчивость;
  • нерешительность;
  • настрой на неудачи;
  • боязнь не справиться с задачей;
  • недооценка своих успехов.

Фразы, которые характеризуют заниженную оценку – «Я плохой», «Я не смогу».

Если у ребенка адекватная самооценка, то это будет выражено:

  • верой в собственные силы;
  • способностью просить помощи;
  • принятием решений;
  • умением признать свою ошибку и стремлением ее исправить.

Дети с нормальной самооценкой умеют принимать окружающих такими, какие они есть.

Важность грамотной похвалы

Для формирования полноценной личности стоит заинтересовано подойти к воспитанию, одобряя, поощряя и используя похвалу.

Но следует знать, что не во всех случаях можно хвалить. Это такие ситуации:

  • если ребенок чего-то добился не самостоятельно (не утруждая себя физически или умственно);
  • не допускается хвалить за внешнюю привлекательность, способности;
  • не стоят похвалы игрушки и предметы гардероба;
  • недопустима похвала, если она вызвана жалостью;
  • не хвалите, если таким способом желаете вызвать положительное отношение к себе.

За что же можно хвалить? Поощряйте желание ребенка выражать свое «Я» и развиваться. Повысить самооценку можно:

  • если хвалить за любые мелочи: оценки, победы, а малышей 5-6 лет даже за первые художественные творения;
  • авансовой похвалой, которая позволит вызвать веру в собственные силы, используя фразы: «У тебя все выйдет!», «Я верю, что у тебя получится» и т. п.;

Правила наказания

Чтобы сформировалась полноценная личность с адекватной самооценкой, не обойтись без наказаний, которые должны быть справедливыми.

Обязательно следует проинформировать малыша о том, за что он будет наказан и каким образом.

Наказывать необходимо с учетом определенных правил:

  1. Соблюдайте сроки , на которые будет назначено наказание (запрет кататься на велосипеде на 2 дня, смотреть мультики неделю и т. д.).
  2. Не переходите на личность , то есть избегайте оскорбительных фраз, не акцентируйте внимание на личности.
  3. Не упоминайте старых огрехов , наказание – сейчас и именно за этот проступок, не ворошите прошлое. Запомните: наказали, значит простили!
  4. Должна быть последовательность .
  5. Наказывая, вы не должны навредить здоровью .
  6. При появлении сомнения (наказать ли) не нужно наказывать в профилактических целях.
  7. За один проступок – одно наказание , которое может быть более или менее строгим (в зависимости от вины).
  8. Нельзя лишать родительского внимания , даже если вы сердитесь.
  9. Не забирайте вещь , что подарена.
  10. Простите ребенка, если он сделал что-то хорошее (ухаживал за больным и т. п.).

Физический вид наказания допускается исключительно в том случае, когда есть угроза здоровью или жизни (как своему, так и другого человека):

  • игры с огнем;
  • драка со слабым;
  • еще одна ситуация – когда ребенок целенаправленно проверяет границы терпения родителя или изводит детей, которые не могут защитить себя.

Необходимо и при физическом виде наказания придерживаться правил:

  1. Никогда не запугивайте предстоящей карой , говоря «Я сейчас достану ремень» и т. п. Лучше уж сгоряча шлепать по попе, чем заранее планировать, изводя малыша терзаниями и переживаниями, что вот-вот его ударят.
  2. Никакого пристрастия ! Не кричите, следите за тем, как вы выражаете эмоции. Физическое воздействие должно быть редким методом воспитания.
  3. Не подойдет такой способ влияния на малыша , которому больше 3 лет. Для детей 7-8 лет это просто унизительно, поэтому придется подобрать более действенные варианты наказания.

Хороший метод – наказание бездействием:

поставьте сына или дочь в угол, но обозначьте время, которое ему нужно там простоять. Очень хорошо, если в этой комнате будут часы. По истечению указанного времени ребенок может покинуть угол и извиниться.

Только не перестарайтесь! Не стоит оставлять малыша в темной закрытой комнате. Такое наказание принесет вред, вызвав фобии.

Ни в коем случае не определяйте такое наказание, как чтение, уроки, спортивные упражнения!

Не допускается наказывать в следующих случаях:

  • при плохом самочувствии малыша;
  • во время еды, перед тем, как уложить спать, после сна, в игровом процессе, при выполнении поручений;
  • если недавно была нанесена душевная или физическая травма;
  • если ребенок не справляется со страхом, проступок совершен из-за невнимательности, подвижности, раздражительности, но прилагались старания;
  • если причина того, почему ребенок поступил именно так, не ясна;
  • если вы чувствуете усталость, злитесь из-за своих проблем;
  • нельзя ругать за плохие отметки в дневнике, если ребенок проявлял старания.

Как повысить самооценку ребенку

  1. Не отстраняйте малыша от домашних дел, не решайте за него любую проблему, но и следите за нагрузкой. Задача, поручение или просьба должна быть под силу ребенку.
  2. Не стоит перехваливать, но и без поощрения не обойтись, если есть заслуга.
  3. Выбирайте адекватный вид наказания и похвалы.
  4. Следует поощрять инициативу.
  5. Учите адекватно реагировать на неудачи, показывая на собственном примере (Не говорите «У меня получилась отвратительная каша! Не буду больше никогда ее варить!». Лучше выразиться так: «Каша не удалась. Но ничего страшного. В следующий раз постараемся ее не переварить»).
  6. Нельзя сравнивать малыша с другим ребенком. Сравнение допускается только с самим собой.
  7. Ругать необходимо за проступок, а не за характер.
  8. Давая отрицательную оценку, вы становитесь врагом творчества.
  9. Стоит разбирать неудачи, делая вывод (расскажите пример подобного поведения, чем все закончилось).
  10. Принимайте сына/дочь такими, как они есть.
  11. Верьте в успехи вашего подростка.
  12. Дайте выразить собственное мнение малышу.
  13. Проводите доверительные беседы вместо ругани.
  14. Давайте установки: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мы любим тебя», «Мы верим в тебя».
  15. Подберите литературные произведения, которые научат выйти из трудной ситуации, помогут не падать духом.

Чтобы повысить самооценку ребенку, используйте такой прием:

Попросите у него совета и выполните так, как он вам порекомендует. Это даст положительные результаты в формировании адекватного отношения к себе.
Позвольте себе «умалиться», выразите потребность в помощи и защите.
Даже в 5 лет использование такого приема может дать отличный результат.


А вот для того, чтобы привести в норму завышенную самооценку, учите:

  • учитывать желания и мнения окружающих;
  • воспринимать критические замечания;
  • проявлять уважение к чувствам других.

Стоит помочь ребенку, если задача для него сложная. Но не стоит запрещать и пресекать проявление инициативы (помыть посуду, протереть пыль), иначе в будущем вы получите лентяя, который самостоятельно ничего не сможет сделать.

Позвольте ребенку выполнить то, что он может. В 10 лет некоторые дети уже встречаются с представителями противоположного пола, достигают олимпийских успехов, а вы переживаете, правильно ли чадо отрежет кусочек хлеба.

Игры и тесты

С помощью игровых ситуаций можно определить уровень самооценки, а также оказать влияние на формирование адекватного отношения к себе.

  • Проведите тест «Лесенка» (можно и в 3 года). Нарисуйте ступеньки, объясните, что на нижних стоят самые плохие, злые, нетерпеливые и т. д.. детки, а на верхней – умные, послушные и заботливые малыши. Спросите, куда стал бы он. Позвольте нарисовать себя на выбранной ступеньке. При выборе 1-3 ступеньки станет ясно, что у вашего чада занижена самооценка, 4-7 – адекватная, 7-10 – завышена.
  • Игра «Имя» . Предложите подобрать себе имя (то, которое нравится). Выясните, почему ребенок не выбрал свое, чем он недоволен. Такая ситуация разъяснит, какая самооценка у малыша.
  • «Жмурки» . Эта игра позволяет побыть на лидерской роли. Ребенок добивается успеха, а это вызовет положительные изменения самооценке.
  • «Зеркало» . Дети отражают мимику, жесты и движения (зеркальное отражение). «Зеркало» (ребенок) должно отгадать, что показывают именно его. Такая игра научит ребенка открытости, раскованности.
  • Соревновательные игры , в которых можно научиться проигрывать и правильно реагировать на неудачи.
  • «Связующие нити» . Ребята сидят в кругу и передают клубок, сопровождая действие рассказами о том человеке, который держит его в руках.
  • «Настроение» . Сидя в кругу, ребята предлагают варианты поднять настроение: совершить добрый поступок, поухаживать за питомцем, почитать любимую книжку. Эта игра может уменьшить тревожность, а также научит принимать решения.
  • «Проигрываем ситуацию» . Детям необходимо играть самого себя. Остальные роли распределяются между сверстниками или родителями. Пример ситуации:
  1. Ты выиграл в спортивном состязании, а друг оказался на последнем месте. Как ты поможешь ему успокоиться?
  2. У тебя есть три банана. Как ты поделишь их на двоих?
  3. Друзья начали играть в игру, а ты опоздал. Что ты скажешь, чтобы играть вместе с ними?

Самооценка ребенка зависит от воспитания. От того, насколько вы постараетесь, как научите малыша выходить из ситуаций, реагировать и поступать, и будет зависеть вся дальнейшая его жизнь.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

: Время прочтения:

Как научить ребенка адекватно оценивать самого себя, чтобы он мог критически относиться к оценкам сверстников, учителей — а потом коллег и начальника. Рассказывает семейный психолог Мария Самоцветова .

Самооценка, самопредставление, самокритика, образ себя. Эти характеристики присущи всем людям, а значит, и детям тоже. Сравнение, оценка — это основа самопредставления детей и взрослых о себе. Анализируя себя и других, мы можем сделать вывод: лучше мы, хуже, наравне.

И тут стоит сразу и сильно оговориться: сравнения себя с окружающими полезно, только если ваша самооценка и самопредставление адекватны и реальны. В этом случае сравнение спровоцирует изменения в желаемую сторону.

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя. Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я... ну что ж... это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать вашего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а олимпийскую медаль и нобелевскую премию в один год он еще не получил, что делать? Узнайте своего ребенка получше! Возможно, он и не спортсмен и не ученый. Да, всем родителям хочется умных, веселых, задорных (лучших!) детей. Но и для ребенка, и для вас, и для ваших отношений будет гораздо лучше, если вы примите уникальность и его несовершенство.

Узнайте ребенка, приглядитесь к нему, хоть на неделю снизьте требования и заметьте его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то труднее, что-то он не осилит никогда. И это нормально! Признание за ребенком его особенностей позволит вам быть более гибким родителем в плане требований и ожиданий. Например, ваше чадо ни разу не спортсмен (и тогда можно уже отстать от него со спортивными достижениями, и радоваться тройке по физре), зато тонко чувствующий музыкант (и тогда можно поднажать с требованиями в музыке).

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе».

И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так.

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится

Обязательный пункт формирования адекватной самооценки у детей — похвала. Некоторые родители боятся хвалить детей, вдруг зазнается, вдруг перехвалим. Перехвалить невозможно, если вы хвалите ребенка за что-то реальное, конкретное, за дела, достижения, труд. Не просто «ты у меня самый умный», а «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!».

Ребенок растет не в вакууме, социальное окружение очень быстро сталкивает его с реальностью. И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так. Это может быть болезненным переживанием, бьющим по самооценке, поэтому хвалить надо, но за что-то, а не просто так.

Учитывать возраст: у малыша самооценка может быть завышена, подростка нужно поддерживать

Важно отметить различные этапы становления самооценки относительно возраста, знать их и учитывать.

У единственного ребенка в семье до трехлетнего возраста вообще нет понятия оценивания себя — он центр вселенной большой семьи. В три года он идет в сад, и тут понимает, что в чем-то лучше, а чем-то хуже других детей. Задача родителей на этом этапе — проговаривать ребенку, что все люди разные, и да, отличаются друг от друга по разным параметрам, это нормально! Яблоки на одной яблоне тоже все разные. Завышенная самооценка в детском возрасте является адекватной, то есть нормально, если ребенок думает о себе лучше, чем он есть.

В подростковом возрасте адекватная самооценка — очень неустойчивая и нестабильная: сегодня я «королева красоты», а завтра «чувствую себя уродиной». Задача родителей на этом этапе — быть образцом стабильности, и изо дня в день повторять такому подростку, что «ты очень привлекательная, милая, естественная, и просто красавица, когда улыбаешься, и вообще, мне ты нравишься всегда и любой». Подростку для формирования адекватной самооценки важно знать, что родители его любят, даже когда он сам себя не любит.

Проверять самооценку с помощью упражнения

Пример выполненного упражнения

Приглядитесь к шкале счастья — как ребенок себя ощущает. Можно спросить: «А что должно случиться, чтобы счастья стало побольше, хотя бы на одно деление? Что должно произойти?». Если на этот вопрос ребенок отвечает «чтобы купили приставку или планшет», то всё нормально, можете спать спокойно. Если же ребенок отвечает «чтобы мама с папой перестали ругаться», то я жду вас на прием.

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят - завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят - заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В родителями и педагогами еще один очень важный момент - необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного» .
– Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
– Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
– Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
– Не умеют говорить «Нет» .
– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

И знаете, в чем причина? В их заниженной самооценке!
Ведь если человек в себе неуверен – им легко управлять и манипулировать, использовать его в своих интересах.

Известно, что отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять.

Что дети часто думают о себе

За 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами. В этой работе всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает.

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?
– Неряшливый.
– А ещё какой?
– Не знаю.
– А если подумать ещё?
– Невнимательный.
– А ещё какой?
– Упрямый, глупый.
– А что тебе в себе нравится? Какой ты?
– Нормальный. Не знаю.

Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!

«Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить:((


Я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

1. Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

3. Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно.
Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

4. Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

5. Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д.
Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка

Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:

  • У меня всё равно ничего не получится.
  • Это бесполезно.
  • Даже пробовать не буду.
  • Я боюсь что-то сделать не так.
  • Пусть другие решают.
  • Какая разница, что я думаю.
  • Я хуже, чем другие.
  • Я не красивая / не умный / не интересная.
  • Я уродина / я дурачок / я тупой…

Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:

  • Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
  • Быстро бросает начинания.
  • Плачет, если у него что-то не получается;
  • Боится и не хочет пробовать что-то новое.
  • Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
  • Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.

Если в этих примерах вы узнали своего ребёнка – вам будет полезно пройти мой вебинар


Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа.

Важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова.

Примеры позитивных посланий ребенку:

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера:

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие:

«Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности:

«Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка:

«Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда?

Но многие взрослые забывают об этом ((

Для чего ребенку хорошая самооценка?

Хорошая, адекватная самооценка важна ребенку для того, чтобы:

— Осваивать новое,
— Общаться со сверстниками;
— Быть успешным в школе;
— Защищать себя;
— Отстаивать свои права и интересы;
— Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;
— Выбирать своё любимое дело по душе.

После вебинара вы будете знать:

– Как растить ребёнка уверенным в себе человеком с хорошей, адекватной самооценкой;
– Как научить не сдаваться перед трудностями;
– Как помочь ему верить в свои силы и способности;

– Как научить проигрывать и не «психовать» из-за проигрыша;
– Как смело браться за новое и извлекать уроки из ошибок, а не бояться их;
– Быть настойчивым, целеустремлённым и максимально использовать свой потенциал.

Материал подойдет родителям детей ВСЕХ возрастов. Вас ждет множество практических рекомендаций, которые вы сможете .


Самооценка играет важную роль в жизни человека. Она напрямую влияет на уровень его успеха в сфере межличностных отношений и карьерных достижений. Базовая самооценка формируется еще в раннем детстве и с трудом поддается коррекции во взрослом возрасте без помощи психолога. Потому, чем раньше родители задумаются, как привить ребенку уверенность в себе, тем ему будет проще в дальнейшей жизни.

Как понять, какая у ребенка самооценка

Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает.

Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.

Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:

  • «Лесенка»;
  • «Смешные человечки»;
  • рисуночный тест «Человек».

Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

От чего зависит становление самооценки

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность). В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы.

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Способы повышения самооценки

Самые эффективные способы и советы, как поднять заниженную самооценку ребенку, дают психологи.

Отказаться от сравнений

Для ребенка сравнение с другими может обернуться глубокими внутренними страданиями и нанести огромный удар по самооценке. Ведь ставя другого человека в пример, родители делают посыл своему чаду: «Таков, каков есть, ты недостаточно хорош». Если сравнение проводится с братом или сестрой, то оно вдобавок порождает детскую ревность и борьбу за родительскую любовь.

Сравнивать малыша допустимо только с ним самим: таким, каким он был в прошлом или станет в будущем. Например, «Молодчинка! В прошлый раз в диктанте было пять ошибок, сегодня – только три! Могу уже представить, как в будущем ты станешь еще внимательнее и совсем перестанешь делать ошибки!».

Интересоваться его мнением

Помочь повысить ребенку чувство собственного достоинства может привычка взрослых советоваться с ним в несложных повседневных вопросах. Разговаривать при этом с ним нужно как с равным или даже более компетентным собеседником. Это подарит ему чувство значимости и уверенности в способности принимать разумные решения.

Например, можно попросить помочь определиться, какие шторы лучше повесить в гостиной или какие цветы посадить на балконе. При этом важно хотя бы отчасти, но последовать совету малыша, пусть даже не самому лучшему. Данный прием дает особенно хорошие результаты при общении с подростками, способствуя развитию в них самостоятельности и ощущения сопричастности к миру взрослых.

Предоставить свободу выбора

Устанавливая четкие границы дозволенного, необходимо в чем-то оставить ребенку свободу выбора, позволить ему столкнуться с последствиями неправильно приятого решения. Например, можно принудить малыша надеть шапку на улицу, но какую именно – оставить право голоса за ним. Можно потребовать убрать игрушки с пола, но позволить их сложить так, как он хочет сам.

Предъявлять адекватные требования

У всех родителей есть представление о том, каких высот должен достичь их ребенок в той или иной области. Если малыш не соответствует возложенным на него ожиданиям, они испытывают чувство разочарования. Жизнь такого ребенка превращается в настоящую гонку в попытках порадовать маму и папу: бесконечные кружки, спортивные секции, занятия с репетиторами. Как правило, родители-перфекционисты все равно остаются чем-то недовольны.

Важно научится ставить перед крохой посильные задачи. Например, в силу особенностей развития мыслительных процессов у детей до 6-7 лет основным видом деятельности должна быть игровая, а не учебная. Загружать ребенка занятиями, не подходящими по возрасту, вредно не только для его самооценки, но и для психического развития.

Даже на государственном уровне, что закреплено в стандартах ФГОСа, курсовой задачей становится развитее у детей таких качеств, как наличие собственного мнения, внутренней мотивации, умения учиться новому, а не просто достижение высокого уровня успеваемости. Ведь без определенной закалки характера невозможно найти свое место в мире.

Другие методы

Эффективным средством, как развить у ребенка большую уверенность в себе, являются сюжетно-ролевые игры. Например, можно предложить малышу разыграть сценку, в которой он занял первое место в соревнованиях, а его лучший друг – последнее, из-за чего очень сильно расстроился. Дальше нужно попросить ребенка утешить друга. Или разыграть сценку, в которой малыш опоздал на урок, и учитель на него сердится, затем поменяться с ним ролями. Такие приемы помогают крохе подготовиться к стрессовым ситуациям и освоить эффективные способы поведения.

Нет лучше способа, как воспитать действительно уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку, чем на своем примере демонстрировать здоровое отношение к победам и поражениям. При малыше лучше сказать: «Не получился пирог, ничего страшного! В следующий раз попробуем положить меньше муки!», чем характеризовать каждый свой неуспех как конец света: «Какой кошмар! Больше никогда в жизни ни возьмусь за выпечку!».

Чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, также полезно читать сказки и давать смотреть разные мультфильмы, способствующие поднятию самооценки («Гадкий утенок», «Про божью коровку», «Про то, как хорошо быть черепахой»).

Излишняя похвала

Одним из простых способов, как повысить самооценку ребенку, является похвала. Однако нужно знать, за что и как можно хвалить, а что приводит к обратному результату:

  • Можно одобрять любое стремление малыша к развитию и самовыражению, помощь ближнему, храбрые поступки, готовность отстаивать свою точку зрения, оптимистический настрой.
  • Не поможет выработать здоровую самооценку восхваление того, что не достигнуто собственным трудом: красоты, игрушек, одежды.
  • Не рекомендуется использовать общие фразы типа «самый умный», «самый смелый». Абстрактная похвала не дает малышу понимания того, за что именно его одобряют.

Особенности самооценки подростка

Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.

Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.

Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.

Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:

  • Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать. Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
  • Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.

Разница заниженной самооценки девочки и мальчика

На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.

Важно! Отношение к ребенку как к представителю определенного пола влияет на формирование его самооценки в целом.

Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути. Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!».

Чего не нужно делать

Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:

  • Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
  • Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
  • Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
  • Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.

Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание.

Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.

Видео